Спрос, предложение. отраслевое рыночное равновесие. товарный дефицит и товарные излишки.

Спрос — желание и возможность потребителей приобрести определенные товары в данных экономических условиях. Наличие спросазависит от потребностей покупателей.

Величина (объем) спроса—некот. кол-во блага, кот-е потребитель, группа потребителей или население покупает по опред. цене в ед-цу времени при данных условиях.

Вусловиях рынка спрос выступает как платежеспособный спрос, который опред-ся той суммой денег, которую покупатель готов потратить на приобр-е товара.

Величина спроса на товар зависит от разных факторов,в первую очередь от цены данного товара: Qdx = f(Px),где Qdx –объем спросана товар Х;Рх –цена спроса на товар Х .

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в определенный момент времени.Чем выше цена товара, тем меньше возможности и желание потребителя купить данный товар (если, конечно, последний можно заменить каким-то другим). Эта функциональная зависимость составляет содержание закона спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Спрос, предложение. отраслевое рыночное равновесие. товарный дефицит и товарные излишки.

Когда спрос снижается, на графике кривая спроса смещается влево—вниз (из положения D1в положение D2), не обязательно параллельно первоначальному положению.

Снижение спроса означает, что за ту же цену (например, Р3) потребитель покупает меньшее количество товара — не Q2, aQ1 (сдвиг кривой влево), или за то же количество товара (например, Q2) он готов заплатить меньшую цену — не Р3, а Р1(сдвиг кривой вниз).

Цены и доход являются факторами формир-я спроса, а вкусы потребителя и потребит. ожидания отражают форму и степень влияния цен и доходов на спрос.Спрос со стороны отдельного потребителя — это индивидуальный спрос.Все потребители данного товара создают рыночный спрос.

Предложение — это конкретные товары и услуги, которые производители желают и могут произвести, а также реализовать в данных экономических условиях. Если для потребителя возможности покупки благ ограничиваются имеющимися доходами, для производителя роль ограничителя играют издержки пр-ва.

Величина (объем) предложения— некоторое кол-во благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в ед-цу времени при данных условиях. Конечно, существуют разные варианты взаимосвязи величины предложения и цены товара, но стандартным случаем является прямая зависимость между ценой и величиной предложения.

Эта зависимость отражена в законе предложения:при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается.

Спрос, предложение. отраслевое рыночное равновесие. товарный дефицит и товарные излишки.

Объединим на одном графике кривые рын. спроса и рын. предложения. В точкеЕони пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Qeпри равновесной цене Ре. Эта точка пересеч-я кривых спроса и предложения назыв-ся точкой статичного рыночного равновесия.

Спрос, предложение. отраслевое рыночное равновесие. товарный дефицит и товарные излишки.

Спрос и предложение на рынке постоянно колеблются, соответственно изменяется и положение точки равновесия. В сост-и равновесия ни у покупателей, ни у продавцов нет стимулов к изменению своего поведения, т.е. изменению величины спроса или предложения. Действительно, все потребители, готовые заплатить за единицу товара цену Реили выше, могут купить этот товар, для остальных покупателей он останется слишком дорогим.

Одновременно продавцы, которые в состоянии поставить на рынок товар по цене Реили дешевле, смогут найти своего покупателя, а прочие, менее эффективные производители, будут вынуждены уйти с рынка.

Вопрос о том, как устанавливается рыночное равновесие, сложен. Допустим, производители пожелали назначить за свой товар цену Р1. По такой цене они смогут поставить на рынок товар в количестве Q2(точка 2). Однако по такой высокой цене покупатели захотят и смогут купить лишь количество Q1товара (в соответствии с точкой 1на кривой спроса). На рынке возникнет излишек товарав количестве Q2 – Q1.

Конкуренция между продавцами заставит их снизить цену, чтобы продать свой товар. Рыночная цена начнет опускаться, а те продавцы, которые будут неспособны снизить цену до величины Ре, уйдут с рынка. Если рыночная цена упадет доуровня Р2, то по такой низкой цене потребители предъявят спрос в количестве Q2 (точка 4). Но произв-ли смогут предложить только небольшое кол-во товара Q1 (точка 3), и на рынке возникнетдефицит товара, в рез-те конкуренции между покуп-ми цены поднимутся до уровня Ре.

Спрос, предложение. отраслевое рыночное равновесие. товарный дефицит и товарные излишки.

2.3 Рыночное равновесие

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector