Проблемы использования систем электронной торговли.

Программное обеспечение, обслуживающее электронную торговлю и банковские операции, может иметь случайные или преднамеренные ошибки. Достаточно вспомнить банковскую программу, которая при начислении процентов по вкладам всегда округляла результат до цента в меньшую сторону, а разницу (доли цента) переводила на счет автора программы, что при большом числе операций составило многие тысячи долларов. С этой точки зрения желательно, чтобы тексты программ были общедоступны. Но такие программы достаточно сложны, создание их требует больших инвестиций, и по этой причине их тексты обычно составляют коммерческую тайну. По этой причине верификация и сертификация таких программ выступает на лидирующие позиции.

Эти и многие другие обстоятельства, безусловно, тормозят развитие электронной торговли, но остановить прогресс в этой области даже они не в силах. Электронная коммерция базируется на определенном уровне доверия, риска и надежности, так как получение товара или услуги разнесено по времени с получением денег или платежного документа. Для того чтобы сделка состоялась, партнеры должны быть уверены, что вероятность риска находится на приемлемо низком уровне, а возможная потеря по недобросовестной сделке должна перекрываться прибылью от остальных сделок. Все это создает большие неудобства для честных покупателей и ограничивает объемы продаж.

Интернет с его TCP/IP транспортом не может считаться безопасным. По этой причине разработки последних лет были ориентированы на решение этой проблемы. Разработаны протоколы STT (Secure Transaction Technology), SSL, TLS, L2TP, SHTTP, SEPP (Secure Electronic Payment Protocol) и, наконец, SET (Secure Electronic Transactions), предусмотрены специальные меры и в новом протоколе IPv6. Большинство WEB-серверов используют OS UNIX, где администратор системы (root) имеет привилегии, открывающие ему доступ ко всем каталогам и файлам. Это создает еще один источник угроз.

Кто будет выпускать и регулировать выпуск электронных денег? В случае электронных денег это создает еще большую свободу при операциях такого рода. Уже имеются прецеденты эмиссии электронных денег структурами, не имеющими никакого отношения к банковской системе.

Как будут решаться проблемы налогов? Ведь в этом случае трудно отследить движение денег из-за его глобального характера.

Кто должен определить стандарты на электронные деньги и операции с ними?

Кто и как будет обеспечивать безопасность операций и защиту интересов покупателей-клиентов?

Новейшей тенденцией является торговля программами (пока дешевыми) через Интернет. Для этого имеются все средства и предпосылки. Но эта схема порождает немало юридических и коммерческих проблем. Здесь и упомянутая проблема налогов и нарушения авторских прав. Ведь нужно определить, кто должен платить налоги, дилер, продавший программу, или фирма разработчик, а это не безразлично, если они расположены в разных странах. Да и взаимоотношения между дилером и разработчиком нужно как-то урегулировать, так как нужен надежный контроль за проданным количеством копий программы. Сходные проблемы ждут разработчиков и продавцов компьютерных игр, музыкальных CD и DVD-дисков, а в перспективе очень многих других товаров.

От70% до 90% заказов в электронной торговле оформляются по телефону, а не через корзину на сайте;

основная масса продавцов не имеет собственного интернет-магазина и довольствуется участием в крупных системах электронной торговли (shop.by, tut.by, onliner.by); в трети магазинов обновление информации о наличии, ценах и новых поступлениях происходит не чаще 1 раза в неделю; только каждый десятый магазин имеет свой собственный склад – остальные реализуют чужой товар;

служба доставки, как правило, работает только в рамках одного населенного пункта, что практически сводит на нет региональные продажи; как следствие, процент неудач, которые терпит рядовой покупатель при оформлении заказа в Сети, недопустимо высок.

8. Подготовительный этап (исследование рынка, поиск партнера) в электронной торговле.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи: •исследование рынка;•поиск партнера;

•уточнение деталей сделки; •установление контактов с партнером.

Исследование рынка. Посредством сети Интернет предприятию предоставляется доступ к обширным базам данных, многие из которых доступны в бесплатном режиме. Большой популярностью пользуется международная информационная система Kompass International (http://www.kompass.com), содержащая актуальную информацию о 2 300 000 компаний производителей товаров и услуг из 66 стран, и доступная c 1997 года через сеть Интернет во всем мире. С помощью этой системы можно не только найти партнера по бизнесу, но и проверить его надежность, предложить свои товары и услуги, а также сделать запрос о приобретении необходимой продукции. Справочник ABC EUROP PRODUCTION EUROPEX (http://www.abconline.de) включает информацию об экспортерах товаров и услуг из 40 стран Европы, содержит 400 000 адресов фирм-экспортеров 9 200 видов продукции на семи языках. Из общедоступных в сети источников предприятие может получить достаточно подробную информацию о состоянии внутреннего рынка данной страны, изучить существующие правила и ограничения на этом рынке, узнать требования к параметрам товара и упаковки, взимаемые сборы и пошлины. В режиме реального времени можно также получить оценку стоимости транспортных расходов необходимого объема продукции.

Поиск партнера.При всем обилии информации в сети она не структурирована. Не имея средств для поиска, можно не найти нужную информацию. Такими средствами навигации (серфинга) в Интернете являются:1)поисковые сервера;2)вэб-каталоги;3)специальные программы.В настоящее время в сети Интернет насчитывается порядка 200 поисковых машин (серверов), к ним относятся: Rambler, Yandex, Google, Fast, Alta Vista и др. Каталоги представляют собой вэб-страницы, на которых информация сгруппирована по определенным признакам. Они созданы на всех поисковых серверах. Примеры каталогов: yahoo.com, galaxy.com, list.ru; open.by; auto.ru. Поисковые программы – это специальные программы (серчботы), запускаемые на компьютере пользователя и сканирующие поисковые сервера. Наиболее известны: copernic (http://www.copernic.com) и promtsoftware (http://www. promtsoftware.com.). При помощи сети Интернет можно составить перечень возможных партнеров, информация о которых содержится на вэб-узлах местных торгово-промышленных палат, государственных органов, отраслевых ассоциаций. Поиск заказов также упрощен благодаря возможностям сети Интернет. Для этого могут быть использованы специальные вэб-центры; Интернет-биржи и аукционы, на сайтах которых, как правило, содержатся базы данных покупателей и продавцов; сайты отдельных компаний или отраслей; электронные торговые площадки.

Уточнение деталей сделки. Проверить солидность и надежность партнера можно через сетевые базы данных соответствующих агентств, кредитно-справочных фирм, а также через вэб-сайты специализированных национальных информационных центров, рейтинговых организаций (Global-500 и др.). Так, например информационная база данных корпорации Дан энд Брэдстрит (http://www.dnb.com, http://www.dnb.ru) содержит сведения о более чем 125 млн. компаний мира.

Установление контактов с партнером. После того как выбран партнер, уточнены детали сделки, необходимо приступить к установлению контактов с ним. Для этого может быть выбран один из следующих вариантов: •проведение переговоров по согласованию условий сделки посредством видеоконференций; •связь с отобранными потенциальными партнерами по электронной почте;

•Интернет-телефония и т.д.

Чаще всего связь с партнером осуществляется посредством электронной почты благодаря ее определенным преимуществам: снижение коммуникационных расходов; минимальные временные затраты на отправление и получение корреспонденции; оперативность.

Таким образом, использование сети Интернет на подготовительном этапе позволяет значительно сократить период исследования зарубежных рынков, снизить затраты на получение необходимой информации, упростить процессы получения и предоставления информации, ведения переговоров между участниками сделки.

9. Заключение договора в электронной торговле.

Совершение сделки в электронной форме означает использование для совершения сделок и возникающих по ним обязательств электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью либо иными электронными аналогами собственноручной подписи, осуществление обмена электронными документами в рамках информационных систем с использованием электронных средств связи, доступа, платежа, обработки, передачи и хранения информации (средств электронной торговли).

При электронной торговле возможны следующие способы заключения сделки (договора) в электронном виде: 1)с помощью сообщений данных; 2)акцепт покупателем оферты продавца посредством EDI или электронной почты; 3)подтверждение продавцом заказа покупателя, сделанного на сайте компании.

Сообщение данных – это информация, подготовленная, отправленная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но, не ограничиваясь ими. Такое толкование понятия «сообщение данных» дано в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле».

Электронный контракт должен на сайте располагаться на удобном видном месте, а также необходимо предусмотреть возможность печати.

Новые тенденции в электронной коммерции и проблемы документирования деловой деятельности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector