Образование и педагогические идеи на руси в киевский период

Сложившаяся воспитания и система образования в Русском стране с X до XVIII в. представляет собой целостное культурное явление. В связи с нашествием татаро-монгольских племен, знаменующим упадок древнерусского просвещения, в истории образования и педагогики допетровской эры традиционно принято выделять два периода: киевский, длившийся с X по XIII в., и столичный – с XIV по XVII в.

Ко времени крещения Руси в наибольших русских городах существовала письменность, были грамотные люди, и существовало личное обучение грамоте. Неспешно зарождались и удачно развивались школьные формы обучения. В «Повести временных лет» содержится запись о том, что князь Владимир Святославович, крестивший Русь в 988 г., начал строить церкви, назначать священников, собирать знати и детей дружинников для приобщения к книжной культуре – «учению книжному». Школы «учения книжного» в содержательном и организационном замысле имели элитарный темперамент и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников. Это были частные учебные заведения, первоначально преподавателями в них были греки, русичи и болгары, приобщившиеся к книжной культуре.

Традиция распространения «учения книжного» удачно длилась в XI в. благодаря упрочнениям киевского князя Ярослава Умного, что был инициатором создания первой русской библиотеки в Киеве, содержащей переводы древнееврейских, сирийских, греческих и старославянских текстов. При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где взяли важное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переписчики и переводчики книг, образованные книжники и «проповедники». Ярослав Умный содействовал созданию школ в наибольших русских городах. В 1028 г. по его указу открылась школа в Новгороде для горожан детей и обучения священников, рассчитанная на 300 учеников. Организовал смоленский князь и ряд школ Роман Ростиславович. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII в.) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. В конце XI в. при монастырь Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, швейному делу и пению; в XIII в. в Суздале кроме этого было создано женское училище.

На основании этих и другой информации можно считать, что в Киевском стране в Х-XШ вв. при монастырях и церквях учреждались училища для грамотных людей и подготовки духовенства, нужных стране. О распространении грамотности в Киевской Руси в это время возможно делать выводы по отысканным при раскопках древних городов берестяным «грамоткам скорописчатым», орудиям письма, надписям на стенах церквей и бытовым предметам. Их содержание говорит о проникновении грамоты во все слои населения – от феодальной знати до городского (посадского) люда.

Большую роль в развитии образования в киевский период игрались монастыри, являвшиеся культурными и образовательными центрами. В монастырях создавались летописи и другие тексты нравственного и религиозного содержания, употреблявшиеся в обучении, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки, т. е. приумножалась книжная культура. Нужно подчернуть, что к книге в Киевской Руси относились как к величайшей сокровищу – аккуратно и с уважением.

Так, в Киевской Руси появились учебные заведения разных типов, каковые воображали начальную и среднюю ступень образования, но не имели в виду его преемственности. Уровень развития национальных университетов, экономической и хозяйственной жизни не потребовал громадного количества грамотных людей, исходя из этого на начальной ступени преобладали внешкольные формы образования в рамках домашнего воспитания, которое значительно чаще осуществляли «мастера грамоты». Главным их ремеслом было обучение чтению, счёту и письму (овладению нумерацией), они обучали грамоте подобно тому, как каждый ремесленник обучал собственной профессии. Помимо этого, дети ремесленников, земледельцев, посадских людей в семье приобретали навыки выполнения и сельскохозяйственного труда разной домашней работы. Сохранилось и ремесленное ученичество, но, кроме ремесла, кое-какие мастера обучали подростков чтению, церковному пению и письму. Возможно заявить, что по распространению грамотности, обучение которой не имело сословных ограничений, Русь была близка к Византии того времени.

Начальное образование давали особые частные платные училища (училищами именовали школы, т. е. то место, где обучаются), время от времени дети обучались прямо на дому у «мастера грамоты». В киевский период не было организовано сословие опытных преподавателей, исходя из этого обучением в большинстве случаев занимались представители низшего духовенства (певчие, дьячки, чтецы), небольших государственныхы служащих, грамотных людей, служителей разных национальных учреждений. Родители договаривались с «мастером грамоты», чему, в какой срок и за какую плату он научит их ребенка. Помимо этого, начальный уровень образования предполагался в церковных и монастырских школах, главной целью обучения в которых была подготовка детей к независимой работе с книгами Священного Писания и церковным служебником.

Вторая ступень обучения взяла в Киевской Руси наименование «учение книжное». С XI по XIII в. центры «учения книжного» появляются по всей Руси. Подобные учебные заведения создавались при княжеских дворах, монастырях, церквях для детей знати и образования княжичей, причем широкое образование было дешёвым как для княжеских сыновей (сын Ярослава Умного Всеволод знал пять зарубежных языков), так и для дочерей (дочь полоцкого князя Всеслава Ефросинья овладела «премудростью учения книжного»). Исследователи считают, что в это время в базе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика), унаследованный от Византии. В содержание грамматики входили учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, поэтической образности языка. На базе этого происходило толкование и изучение текстов Священного Писания и некоторых произведений древних авторов. Примерами риторического мастерства помогали произведения Иоанна Златоуста и другие византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам. Под диалектикой подразумевались базы философии. Кроме этого, в содержание «учения книжного» включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.

Педагогические идеи, отражавшие правила средневековой русской педагогики, дошли до нас в письменности и памятниках литературы. Так, в «Повести временных лет» (финиш XI – начало XII в.) высказывается мысль воспитания уважения к традициям и отечественной истории, любви к родной почва, в качестве метода воспитания именуется праведная судьба. самоё известным в этом отношении произведением есть «Поучение Владимира Мономаха детям» (финиш XI – начало XII в.), направленное не только детям князя Владимира, но и молодому поколению знатных феодалов. В нем создатель наставляет парней, дабы любой из них стремился совершить три хороших дела: покаяние, слезы и милосердие. Одновременно с этим могущественный правитель признает право каждого на индивидуальность, призывает к воспитанию трудолюбия, овладению книжной ученостью, почитанию духовенства и церкви.

В XI–XII вв. в Киевском стране показался последовательность рукописных сборников, переводных и уникальных, среди которых имелись высказывания и тексты педагогического содержания. В сборниках под заглавиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по имени Иоанна Златоуста) находились высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. «Изборник» Святослава в истории русской педагогики стал первой попыткой изложить знания, каковые соответствовали представлениям о византийской образовательной традиции. К примеру, в нем находились важный математический трактат Аристотеля и уникальное педагогическое произведение жителя Киева Хировоска «Об образех» по методике чтения. Но в целом содержание «Изборника» больше тяготело к морально-дидактическому, потому, что включало перечисление запретных для чтения «еретических» произведений, наставлений и различных поучений, направленных детям. В киевский период в Киевской Руси были созданы уникальные учебные управления, к примеру «Учение им же ведати человеку числам всех лет», составленное Кириком Новгородцем, которое есть выдающимся средневековым трактатом, владеющим высокими математическими и литературными преимуществами. В известной Русской Правде (XI в.) – юридическом монументе Киевской Руси – найдены математические задачи, воображающие в совокупности учебное пособие для приобретения вычислительных навыков в хозяйственных расчетах.

К XIII в. школьные формы обучения, в особенности «учения книжного», приходят в упадок, что было связано с разрушением русских и разгромом княжеств городов; культурные и образовательные центры в церквях и монастырях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу». Традиции книжной культуры сохранялись только в княжеской среде, снабжая большой уровень домашне-домашнего воспитания. Овладение книжной грамотностью и культурой оставалось не связанным со особым обучением, опытные навыки передавались обычно вне грамотности.

Педагогический — мой университет!

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector