Орудия письма. изготовление рукописи

орудия и Процесс письма возможно видеть на древних миниатюрах, изображающих евангелистов. Писали, держа лист на колене, столешница служила только для письменных принадлежностей: чернильницы, сосудиков для краски, ножей, песочницы, перьев, кистей и др. Писали птичьими перьями: гусиными, лебедиными, павлиньими. Дабы стать орудиями письма, перья потребовали обработки: сперва их втыкали в песок либо золу, после этого соскабливали ненужные перепонки и очинивали, для чего использовали особые перочинные ножи. Финиш пера срезали так, что получался полукруглый желобок, посередине которого делали маленький расщеп. Показавшиеся в Англии в конце ХУIII в. металлические перья повторяли собственной конфигурацией и формой
заточку птичьего пера. Железные перья стали вытеснять гусиные
лишь в середине XIX в.

Не считая перьев для письма употребляли (в основном в Греции) тростниковые палочки — калям. Написанный калямом текст отличается вторым характером нажима. Для письма твореным золотом, а время от времени и для киноварных строчков употреблялась кисть. Карандаш (от турецкого слова, означающего «тёмная почва») употреблялся в Рос-
сии с ХУI в. Перед тем как писать, на пергамене либо бумаге делали разлиновку.

Разлиновка бумаги и пергамена осуществлялась по-различному. На пергамене циркулем либо цепочкой с остриями по финишам размеряли расстояние и раму письма между строчков, после этого при помощи линейки шильцем (железное либо костяное притупленное острие) надавливались линии строчков. С ХУI в. для разлиновки бумаги употреблялась карамса -рамка с заблаговременно натянутыми нитями (типа трафарета), которая накладывалась на страницу, и по этим нитям шильцем надавливались строки. Возможно было сделать разлиновку кроме этого и методом приглаживания листа бумаги к карамсе — такая разлиновка со временем проходит и возможно не видна в исходниках.

Линовать имели возможность любой лист раздельно, но чаще делали разлиновку сходу нескольких страниц, положив их один под второй. Пергамен комфортно было линовать по четыре страницы. Эти четыре страницы, согнутые посередине, образовывали тетрадь (от греческого тетрав — четыре). В различных скрипториях устанавливались разные традиции складывания
пергаменных страниц в тетради. «Волосяная» и «мясная» стороны пергамена, не обращая внимания на тщательную обработку, все же отличались одна от второй. След от разлиновки кроме этого выяснялся не однообразен с одной и с другой сторон страницы: сверху это была линия вмятины, а снизу — линия выпуклости. Все это учитывали при формировании тетрадей, складывая страницы соответствующими сторонами друг к другу еще до разлиновки либо переворачивая каждый второй лист по окончании разлиновки, дабы оформление разворота в тетради оказалось однообразным. Все эти кодикологические подробности смогут сказать о происхождении рукописи’ из того либо иного скриптория, но по отношению к славянским исходникам систематические наблюдения на данный счет еще не сделаны.

Ответственным показателем есть кроме этого тип разлиновки. Текст имел возможность писаться в один, два (в греческих исходниках — и в три, и в четыре) столбца. Проводили не только горизонтальные линии (линии нижней либо же и нижней, и верхней границ строчка), но и вертикальные (ограничивающие раму письма, границы столбцов, расстояние для поддерживающего границу рамы текста инициала и др.). Но типы разлиновки славян-
ских исходников на данный момент еще не изучены.

Писали текст в тетрадях. Над одной рукописью имели возможность трудиться сходу пара писцов. Различные части текста многих исходников написаны различными почерками. Довольно часто инициалы и киноварные заголовки вписывались уже по окончании написания чернилами главного текста (обычно в рукописи возможно встретить пропуск начальной буквы либо кроме того заголовка, для которых покинуто свободное место). Инициалы золотом и серебром делал в большинстве случаев уже не писец, а живописец, писавший кроме этого и миниатюры рукописи (в некоторых исходниках видятся покинутые для больших инициалов и миниатюр места, каковые так и остались свободными не известно почему, разумеется, из-за отсутствия в данное время в скриптории живописца).

История книги. Пергамент

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector