Московское общество искусства и литературы

К тому времени в Москве показался узнаваемый в свое время режиссер Александр Филиппович Федотов63, супруг известной артистки Федотовой и папа моего друга Александра Александровича Федотова, о котором я уже сказал. Александр Филиппович устраивал спектакль, дабы показаться в Москве и напомнить о себе. В его вечере, само собой разумеется, принимал участие его сын, а через него пригласили и меня. Шли Сутяги (Les Plaideurs) Расина в переводе самого А. Ф. Федотова, что был вместе с тем и драматургом-писателем. Ключевую роль игрался узнаваемый в свое время живописец-эстет и любитель Федор Львович Соллогуб64, племянник видного писателя гр. В. А. Соллогуба, автора Тарантаса, и приятель В. С. Соловьева. Я играл основную роль в одноактной пьесе Гоголя Игроки, каковые шли в начале спектакля65. В первый раз я встретился с настоящим гениальным режиссером, каким был А. Ф. Федотов. Общение с ним и репетиции были лучшей школой для меня. По-видимому, я заинтересовал его, и он старался всячески приблизить меня к собственной семье.

Спектакль Федотова имел успех. По окончании него я уже не имел возможности возвращаться к прошлым любительским скитаниям.

Нам, участникам федотовского спектакля, не хотелось расходиться. Заговорили о создании громадного общества, которое соединило бы, с одной стороны, всех любителей в драматический кружок, а деятелей и всех артистов вторых искусств и театров — в артистический клуб без карт. О том же в далеком прошлом грезили и я с моим втором Федором Петровичем Комиссаржевским. Мне оставалось лишь соединить его с Федотовым и договориться до конца о проектируемом громадном предприятии.

В то время, когда чего-нибудь весьма хочешь, то желаемое думается несложным, вероятным. И нам тогда казалось легким осуществить мечту — добыть нужную сумму денег посредством членских единовременных пожертвований и взносов. Как лавина, скатываясь с гор, вбирает в себя все по пути, так и отечественная новая выдумка, по мере развития, расширялась все новыми и новыми задачами, все новыми и новыми отделами. Представителем мира писателей и артистического мира был сам Федотов, представителем оперы и музыки был Комиссаржевский, представителем живописцев — граф Соллогуб. Помимо этого, к нашему Обществу примкнул издатель появлявшегося в то время литературно-художественного издания Артист66, имевшего потом громадный успех. Основатели этого издания воспользовались появляющимся Обществом, дабы популяризировать собственный начинание. По мере все возрастающих мечтаний, было решено открыть и драматическую, и оперную школу67. Как обойтись без них, раз что среди нас были такие узнаваемые учители, как Комиссаржевский и Федотов!

Все одобряли отечественные замыслы, предвещали успех, и лишь граф Соллогуб умерял мою возбужденную фантазию и предостерегал от увлечений.

Артистка Федотова кроме этого неоднократно вызывала меня к себе чтобы по-дружески, как мать, предостеречь от той опасности, которая словно бы бы мне угрожала. Но по свойству моей натуры — настойчиво, практически тупо стремиться к тому, чем я очень сильно увлечен, голоса благоразумия не проникали в мое сознание. Пессимизм Федотовой я растолковывал ее домашними неладами с мужем, а практическому опыту Соллогуба я просто не верил, поскольку он через чур был живописец.

Как на зло либо, наоборот, к счастью, в это самое время, совсем нежданно для себя, я взял большую сумму в двадцать пять либо тридцать тысяч рублей. Не имея привычки к таким деньгам, я уже вычислял себя миллионером. Появлявшемуся Обществу потребовался задаток, дабы не пропустить подходящего помещения, без которого, как нам тогда казалось, осуществление отечественного нового предприятия нереально. Я дал эти деньги. Позже потребовалось наспех ремонтировать помещение. И на это необходимы были деньги; а так как другого притока пока не было, то опять обратились ко мне. И я, увлеченный делом, само собой разумеется, не отказал в просьбе.

В конце 1888 года среди зимнего сезона произошло праздничное открытие литературы Общества и нашего искусства в превосходно отделанном помещении, в центре которого был громадной театральный зал (он же и зал для танцев)68. Около него были расположены фойе и большая комната для живописцев. Они сами расписывали стенки; по их картинкам была заказана обстановка и мебель. В этом причудливом уголке они планировали, писали эскизы, каковые тут же, на протяжении домашнего вечера, реализовывали с аукциона, а на вырученные деньги ужинали.

Артисты всех театров тем временем просматривали и игрались различные сценки, придумывали шарады и экспромты, другие пели, третьи танцевали, причем занимало всех то, что драматические артисты довольно часто выступали в качестве танцоров и оперных, балетные — в качестве драматических.

Вся интеллигенция была налицо в вечер открытия Общества. Благодарили соучредителей его, и меня в частности, за то, что мы соединили всех под одним кровом; нас уверяли, что в далеком прошлом ожидали этого слияния артистов с живописцами, учёными и музыкантами. В прессе открытие было встречено восторженно. Через пара дней состоялся первый спектакль драматического отдела Общества69. Он имеет собственную мелкую историю, которую мне хочется поведать.

История 8 класс (Урок№31 — Русская архитектура, живопись и скульп. XVIII в. Театр и муз. мастерство.)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector