Функционалистская социология т. парсонса.

Функционализм – теории в социальной антропологии и социологии, направленные на объяснение социальных учреждений, в первую очередь с позиций делаемых ими функций. В 1950-х — начале 1960-х гг. структурный функционализм стал главной теоретической возможностью в американской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход использовался в теории совокупностей, сформулированной Толкоттом Парсонсом (1902 — 1979) в Гарвардском университете. «Структура социального действия» (1937г.). Неспециализированная теория социального действия, которую разрабатывает Парсонс, имеет очень широкую сферу применения. Понятие социального действия (action) употребляется в ней в весьма абстрактном смысле. Под социальным действием понимаются каждые социальные отношения, процессы и любые события во всем обществе. Любой элемент общества либо событие понимаются как часть неспециализированной совокупности социального действия (general action system). Наровне с расширительным пониманием социального действия у Парсонса имеется понятие действия в узком смысле, к которому относятся конкретные действия людей, среди них и социальное сотрудничество. арсонс выделяет четыре системы неспециализированной совокупности социального действия, в частности:

— Биологический организм. Под ним Парсонс осознаёт личную психофизическую конституцию человека, включая биологические потребности и инстинкты, воздействующие на конкретные социальные действия.- Совокупность личности. Под ней Парсонс осознаёт мотивационную структуру индивидуума. Совокупность личности обрисована Парсонсом не в полной мере строго, но все-таки возможно утверждать, что система и организм личности образуют совместно базовое отношения“ (basic frame of reference) и являются совокупностью личных диспозиций и потребностей (need-disposition system of the individual actor). — Социальная совокупность. Под ней понимается совокупность образцов поведения. Социальная совокупность создаётся через интеракции и роли. — Совокупность культуры. К ней относятся сокровище культурны и социальные нормы, нужные для функционирования общества в целом, исходя из этого Парсонс именует ее кроме этого символической совокупностью, служащей для обеспечения социального сотрудничества“ (shared symbolic system which functions in interaction).

Системы совокупности социального действия образуют иерархию, в которой совокупности культуры в собственности главное положение, потому, что считается что ценности и социальные нормы общества руководят действиями его участников и тем самым снабжают возможность совместной социальной судьбе. Система культуры делает нормативную функцию. Четыре системы совместно образуют неспециализированную совокупность действия (general action system). Так как Парсонс, как отмечалось, не всегда соблюдает понятийную строгость, стоит очень выделить два серьёзных теоретических положения его социологии: во-первых, общество состоит не из самих конкретных действий, а из нормативных ориентаций социальных действий; во-вторых, социальное воздействие как совокупность развертывается через сотрудничество всех четырех систем. Социальное воздействие есть не просто реакцией на стимулы в определённой обстановке, а управляется совокупностью ожиданий действующего субъекта. Конкретное социальное воздействие развёртывается между потребностями (need dispositions) c одной стороны и сокровищами культуры с другой. Следовательно, совокупность культуры есть свободной переменной по отношению к действиям отдельных людей. Парсонс задается вопросом, как совокупность снабжает стабильность собственной структуры, и усматривает ответ на него в механизмах, каковые поддерживают тенденцию совокупности к упорядоченности. Он именует их главными функциями сохранения структуры, по причине того, что они должны быть выполнены в любой социальной совокупности, которая остается стабильной. К ним относятся: — Адаптация (adaptation), (А). Социальные совокупности должны приспособиться к собственной окружающей среде, включая ее активное изменение. Приспособление должно осуществляться целенаправленно(экономика). — Целенаправленность (goal attainment), (G). Социальные совокупности должны быть способны выдвигать определенные цели (политика). — Интеграция (integration), (I). Социальные совокупности должны снабжать сплоченность (интеграцию) собственных элементов, что подразумевает некоторый минимум солидарности(социетальная общность). — Сохранение латентной структуры (latent pattern maintenance), (L). Социальные совокупности должны владеть запасом внутренней прочности и выдерживать напряжённые отношения между ее участниками, что и обеспечивается социальными университетами, каковые поддерживают стабильные латентные структуры социальных взаимоотношений (культура).

По первым буквам соответствующих британских терминов схема четырёх главных функций, нужных для сохранения структуры социальной совокупности, стала называться схемы AGIL.

Обобщая главное содержание системной теории Парсонса, возможно сформулировать следующее теоретическое положение: совокупность существует только тогда, в то время, когда выполняются определённые функциональные требования (functional prerequisites). Социальная совокупность должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, потом, она обязана ставить определенные цели, в-третьих, совокупность должна быть способна интегрировать отдельные элементы, и, наконец, она обязана вырабатывать социальные университеты, нужные для сохранения латентной структуры социальных взаимоотношений. На базе этого положения в будущем в теории общества Парсонс поставил в соответствие подсистемы общества и функциональные требования, его университеты. В итоге схема AGIL купила следующий вид: — Адаптация. Приспособление к условиям внешней среды, к примеру, определенные виды хозяйственной деятельности, обеспечение ресурсов для удовлетворения публичных потребностей выполняются системой экономики. -Целенаправленность. Выдвижение общезначимых целей общества обеспечивается системой политики. — Интеграция всех элементов совокупности достигается путём институционализации неспециализированных схем истолкования социальной действительности и социальных норм, что снабжает образования и подсистема воспитания, например, обучение в школе. — Сохранение латентной структуры общества, его фундаментальных баз во многом осуществляется через институт брака.

Все системы общества совместно делают единую задачу – поддержание общества в состоянии устойчивого равновесия.

Структурно-функциональная системная теория Парсонса направлена на сохранение и объяснение возникновения социального порядка. В социологии Парсонса в целом возможно выделить два ответа на данный главный вопрос. В соответствии с первому ответу члены общества приходят к согласию довольно главных сокровищ в ходе социализации, и в следствии строят собственное поведение в соответствии с общезначимыми ценностями и социальными нормами. В этом состоит главное содержание теории социализации, которая связана с теорией социального действия. Эту версию теории социального действия Парсонса, как отмечалось, время от времени именуют „волюнтаристской“ в теоретическом значении этого термина. Второй ответ на главный вопрос собственной социологии — вопрос о социальном порядке – Парсонс даёт в социологической системной теории, которая растолковывает социальный порядок через функциональность самой социальной совокупности. В противном случае говоря, социальные совокупности сохраняют устойчивое равновесие благодаря исполнению функциональных требований.

Теория социального действия Т.Парсонса

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector