Философское понятие материи

Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Однако это многообразие вещей предполагает наличие в них неспециализированного, сходного. Таковой неспециализированной «базой» есть субстанция (от лат. substantia – сущность).

В древнегреческой философии в большинстве случаев субстанцию отождествляли с конкретными формами материи, с одной из «первоначал» — водой, почвой, воздухом, огнем или их сочетанием.

С происхождением атомистической теории базу вещей стали видеть в атомах – неделимых и неизменных частицах вещества, каковые потом различали по весу, величине, форме, траектории перемещения (Эпикур, Лукреций Ломоносов, Гольбах, Дидро и др.). Широкое распространение атомизма в истории философии означало усиление влияния материалистических воззрений и возможность объяснения процессов данного уровня (теплота, теплопроводность, диффузия частиц, свойства химических элементов и т.д.).

Взор на атом как на небольшой «первокирпичик» материи, некую праматерию (первоматерию), которую наряду с этим отождествляли с веществом, стал причиной созданию механической картины мира. В ней действовали только законы ньютоновской механики. А любое тело считалось четко локализованным в пространстве и времени.

Механическое мировоззрение порождало иллюзию того, что во внешнем мире все возможно заблаговременно вычислить и предвидеть, потому, что все будет в состоянии однозначной связи: зная обстоятельство, возможно с любой степенью точности выяснить последующее следствие, будущее состояние любого процесса (Лаплас и др.).

Ньютоновско-лапласовские взоры на природу были столь живучими, что кроме того в начале ХХ в., в условиях революции в естествознании, которая характеризовалась открытием электрона, обнаружением радиоактивности, делимости атома и т.п., большая часть физиков не смогли дать верную оценку новым фактам науки. Они полагали, что делимость атома равносильна дематериализации атома, исчезновению материи, а невозможность применять законы механики для объяснения процессов микромира имеется свидетельство непознаваемости отсутствия и внешнего мира всякого сходства законов науки с настоящей объективной действительностью.

Происхождение квантовой теории и механики относительности помогло преодолеть трудности в развитии естествознания начала века; взяла предстоящее развитие так называемая вероятностная картина мира (как альтернатива ньютоновской, механистической), в которой необходимость дополняется случайностью и имеет место нелинейность.

Итак, под материей понимается субстанция, общее в вещах, которому соответствует сознание (также как общее). Понятие сознание и материя образуют несколько соотносительных категорий диалектики и результат опосредованного отображения неспециализированного методом абстрактного мышления (как и всякие другие категории). Наряду с этим в диалектико-материалистической философии субстанция прекратила быть особенным, фундаментальным слоем настоящей действительности, потеряла собственный мистический темперамент.

Общее в природе не существует в противном случае как через конкретные вещи. Исходя из этого под материей понимается да и то единичное, которое конкретно воздействует на отечественные органы эмоций, приводя к. Так осознаваемая материя имеется объективная действительность, которая дается нам в ощущениях, копируется, фотографируется, отображается отечественными ощущениями, в известном смысле существуя независимо от них.

Данному значению термина «материя» соответствует в полной мере определенный суть понятия «сознание», в то время, когда под ним имеется в виду конкретный, чувственный образ, тождественный по содержанию отображаемому объекту. Любопытно, что на протяжении предметной деятельности осуществляется яркий «контакт» субъекта с объектом как нужное условие познания человеком внешнего мира (применение усиливающих органы эмоций устройств расширяет сферу для того чтобы контакта, но ничего в принципе не меняет).

В приведенных определениях не только указывается на объективный источник отечественного знания, но и дается материалистическое ответ главного вопроса философии, отвергаются субъективный и объективный идеализм, агностицизм и дуализм (указывается на вторичность сознания и первичность материи, на адекватность отражения материи в сознании и, значит, принципиальную познаваемость мира). Наряду с этим фиксируется временной срез, что результат мысленного анализа процесса сотрудничества субъекта с объектом.

Потому, что в каждой отдельной вещи общее существует в единстве с ее изюминками, постольку на протяжении отображения исследуемого объекта субъект отображает не только единичное на чувственной ступени познания, но и общее методом логического мышления. Так что только в ходе мысленного анализа мы отделяем общее от единичного, а чувственное от логического: реально они существуют лишь в единстве. Но, методом чувственного восприятия отображается в какой-то степени и общее (в другом случае необъясним переход от единичного к неспециализированному).

Единство неспециализированного и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», в то время, когда под ней понимается материальное образование в целом, вернее, совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком. Осознаваемой так материи соответствует сознание как свойство материи, мозга субъекта. Термин «материя» в данном его значении обширно употребляется не только в естественных науках, но и в философии.

Как любая вещь, каждое из материальных образований владеет особенностями, к каким оно не сводимо и каковые проявляются в отношениях, во сотрудничестве его с другими окружающими вещами, явлениями, процессами. Не смотря на то, что отношения и эти свойства некорректно именовать материей, однако они, в большинстве случаев, материальны (производственные отношения, к примеру).

материя

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector