В публичных науках объект – это действительность, не зависящая от исследователя, а предмет – отношения и различные стороны данной действительности (22).
Категории «предмет» и «объект» в собриологии, к сожалению, в современных публикациях до недавнего времени не рассматривались. Одна из первых попыток сделана красноярским ученым С.С. Аникиным. В связи с тем, что слово «трезвость» в понимании автора — это не просто неупотребление спиртного и других одурманивающих веществ, а сознательность, разумность, выбор индивидом оптимального жизненного пути, собриология – это «наука о трезвом образе судьбы, где объектом есть образ судьбы индивида, а предметом – оптимальный образ судьбы» (23).
На это возможно выдвинуть последовательность возражений.
Во-первых, объект изучения собриологии должен быть шире образа судьбы отдельного индивида, поскольку образ судьбы каждого связан с образом судьбы последовательности социальных групп, общества а также целой цивилизации! Для собриологии ответственна та область действительности, которая связана как с поведением отдельного человека, так и общества в целом. В соответствии с теории Г.А. Шичко, программа на потребление одурманивающих веществ приходит извне, из общества, другое определяется изюминками личности, т.е. программа результат общества и взаимодействия личности. Исходя из этого дать согласие с таким определением объекта изучения мы не можем.
Во-вторых, предметом изучения не может быть лишь оптимальный образ судьбы индивида. Собриологу приходится разглядывать множество явлений, а также наркотизм. И это должен был сделать в собственном докладе и сам С.С. Аникин. Он привел «бессчётные результаты исследований, иллюстрирующих ужасающую глубину вовлеченности отечественной молодежи в процесс наркотизации» (24). Имеется несоответствие между заявленным жаждой автора разглядывать лишь оптимальный образ судьбы и необходимостью сравнивать его с неоптимальным.
Доктор наук И.В. Николаев предлагает очертить круг факторов, определяющих здоровье человека, включённого в объемлющую совокупность Природа-Общество-Человек, и воображающих для собриологии как науки предмет и объект изучения в их диалектической связи.
Доктор наук А.Н. Якушев в собственной диссертации разглядывает трезвости и проблему пьянства в контексте образа судьбы.
Что такое образ судьбы?
В понятие «образ судьбы» социологи включают материальную и духовную составляющие судьбы общества, социально-экономические, культурные и природные условия его формирования, и разногласия между совершенным и настоящим поведением людей (25; 26), т.е. все то, что обязана учитывать и собриология.
Пьянство, курение, наркоманию последовательность современных исследователей — педагогов, социологов — также именуют заболеваниями «образа судьбы».
Логично высказать предположение, что объект изучения собриологии – также образ судьбы: индивида, социальной группы, общества, кроме того целой цивилизации, к примеру, христианской, по причине того, что эта область действительности включает в себя все те явления, каковые разглядывает собриология: алкогольно-табачно-наркотическую обстановку, трезвый образ судьбы, пути отрезвления общества и второе с их бессчётными связями с экономикой, политикой, культурой в целом.
Согласно точки зрения А.Н. Маюрова, одного из авторов и главреда данной монографии, «образ судьбы» – через чур широкое и размытое понятие. С одной стороны, нас в образе судьбы должны интересовать лишь те области, каковые связаны с приёмом спиртного, наркотиков и табака, другими словами «трезвый нетрезвый образ» и «образ жизни судьбы». Другое – прерогатива вторых наук. Иначе, понятие «образ судьбы» не включает такие главные понятия собриологии, как «политика отрезвления», «политика спаивания» и т.п. Исходя из этого как объект изучения он предлагает алкогольно-табачно-наркотическую обстановку.
Понятие «алкогольная обстановка» рассматривалось исследователем А.В. Немцовым (1995) для обозначения всего круга явлений в связи с потреблением алкогольных изделий в стране. Алкогольная обстановка в понимании автора – это четырехчастная модель, центральным звеном которой есть приём спиртного, а остальные три — это подушевое потребление, состав употребляемых «напитков» и темперамент потребления (в зависимости от возраста, социального и экономического положения потребителя» (27).
В случае если нам принять за объект изучения собриологии алкогольно-табачно-наркотическую обстановку как круга явлений, которые связаны с приёмом спиртного, наркотиков и табака, то нужно будет расширить познание этого термина и включить ко мне очень многое второе, нужное для науки о дорогах отрезвления общества.
Что именно направляться включить?
Академик РАМН П.И. Сидоров выделяет целую группу объектов изучения:
1) условия и факторы развития саморазрушающего и зависимого поведения;
2) прогнозирование и скрининг наркотизма и алкоголизма;
3) профилактические программы разной целевой направленности;
4) формирование и воспитание самоохраняющего поведения в школе и семье, в трудовом коллективе и образовательном заведении;
5) предупредительные ресурсы всех структур и заинтересованных ведомств;
6) стратегии и механизмы, технологии и маршруты избегания и преодоления зависимости;
7) нравственно-ценностные и культуральные, религиозные аспекты и духовные превентологического сервиса;
антиалкогольную и антинаркотическую политику (28).
«СОБРИОЛОГИЯ». Наука о трезвости. Часть 1/2