Сочинения на литературные темы

В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по литературе для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям. Обратились к опыту младших классов гимназий XIX в.

Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:

а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях — рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале;

б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например «Весна в русской поэзии», «Стихи о России», «Мир животных в творчестве К.Г. Паустовского»;

в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А.С. Пушкина», «Дети в творчестве Н.А, Некрасова», «Я люблю читать К.И.Чуковского»;

г) рассказ о героях произведений литературы (подступы к сочинению-характеристике): «Полководец Суворов (по рассказам С. Алексеева)», «Ванька Жуков, его радости и горести», «Сын полка В.Катаева», «Обезьяна в баснях И.А.Крылова», «Рики-Тики-Тави — победитель».

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении — так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками.

Но, разумеется, обращение к тексту художественного произведения должно ограничиваться цитированием, не превышающим 10 15% объема сочинения.

Близки к литературным сочинениям так называемые‘ «сочинения по аналогии с прочитанным». Это повествования или описания, в основном самостоятельно созданные детьми, но тему подказывает писатель, автор прочитанного, и не только тему, но и ситуацию, отчасти — и сюжет. Возможные темы таких сочинений: «На реке» (спасение тонущего мальчика), «Случай на охоте», «Мои друзья», «На стадионе», «Космическое путешествие» и т.п.

Приводим примеры подготовки к сочинению о сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Перед нами устные выступления учащихся 111 класса на этапе подготовки к написанию сочинения-отзыва.

Главный герой — утенок

Наташа. Утенок совсем не гадкий, он очень добрый, в тексте говорится: У него доброе сердце. И мне его жалко, потому что его обижали, а ему некому было пожаловаться, некому было за него заступиться. Он не хотел ни с кем дружить, и раз его назвала гадким даже мама (правда, не настоящая), ему некуда было деваться, если не в болота, в леса. Он даже бежал, куда глаза глядят. Он не знал, что потом будет большой белокрылой птицей.

Катя. Утенку было все время плохо, и он даже и не думал стать таким красивым. И еще утенок был таким добрым и мог очень сильно любить. Он совсем не был завистливым. Он мог сильно любить, чего не могли другие: утки, куры, гусаки. Он, когда увидел лебедей, завертелся в воде и нырнул. Он даже когда стал очень красивым, остался скромным.

Юля. Вы представить себе не можете, что он за это время перенес! Сколько у него было бед за всю зиму, он даже один раз замерз в полынье!

Птичий двор

Маня. Мне не понравился птичий двор, потому что все считали себя важными особами. Например, петух считал себя императором птичьего двора, потому что родился с какими-то шпорами, а это были не шпоры, а просто когти.

Павлик. Не нравится, что на птичьем дворе есть самые старшие и перед ними все должны унижаться.

Обратим внимание на то, что учительница сумела направить анализ сказки Андерсена на анализ характеров, на эмоциональное оценочное отношение к героям и событиям. Устные высказывания детей прекрасно отражают уровень их языковых возможностей, но их высказывания еще не доведены до требовании культуры речи. Следующий пример, свидетельствующий о высоком уровне мышления, об осмыслении даже деталей литературного произведения, — сочинение типа отзыва.

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ| Итоговое сочинение 2018-2019 [IrishU]

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector