Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте

Возможно выделить, по крайней мере, четыре характеристики коммуникативных действий сверстников, как следует отличающих общение ребенка со взрослыми от его сотрудничества со сверстниками1. Первая и самая важная отличительная черта процесса общения дошкольника со сверстником пребывает в большем разнообразии коммуникативных действий и в расширенном их диапазоне. Мы насчитали около 15 коммуникативных действий, достаточно довольно часто замечаемых при общении сверстников и существенно реже встреча- ющихся в контактах ребенка со взрослым (спорит, навязывает собственную волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т. д.). Именно в общении сверстников появляются такие сложные действия, как притворство (рвение сделать вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и пр.

Столь широкий диапазон коммуникативных действий в сфере общения со сверстником определяется богатым функциональным составом, громадным разнообразием коммуникативных задач. В случае если взрослый до конца дошкольного возраста остается по большей части источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста ребенок решает другой, расширенный спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль его проявлений, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игровая деятельность, навязывание собственных постоянное сравнение и образцов действия с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует все увеличивающегося диапазона коммуникативных действий в сфере общения со сверстниками.

Второе броское отличие коммуникативных действий сверстников содержится в их эмоциональной насыщенности. Эмоциональность

Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте

1 Эти сведенья взяты при продолжительном наблюдении (в течение года) за общением одних и тех же детей 3—7 лет с ровесниками и со взрослыми, совершённом М. Г. Мамаджановой под управлением В. В. Ветровой.

и раскованность контактов дошкольников принципиально отличают их от сотрудничества со взрослыми. В среднем в общении сверстников отмечается, по отечественным данным, в 9 раза больше экспрессивно-мимических проявлений, высказывающих самые разные эмоциональные состояния — от активного негодования до бурной эйфории, от нежности до драки. Действия, направленные сверстнику, характеризовались большей действенной направленностью. В среднем дошкольники в три раза чаще одобряли и поддерживали ровесника и в 9 раз чаще вступали с ним в конфликтные отношения.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник делается для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. По данным Л. Б. Митевой и Е. О. Смирновой (1985), значимость общения, которая определяется как «мера устремления к партнеру», и отражает большую степень напряженности потребности в общении со сверстником, нежели со взрослым. Показателями растущей значимости общения со сверстником выступают степень эмоциональной окрашенности контактов удовлетворения и дошкольников ребенка от сотрудничества с партнером-сверстником.

Третья черта средств общения со сверстником заключается в их нестандартности и нерегламентированности. В случае если в контактах со взрослыми кроме того самые мелкие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при сотрудничестве с ровесниками дошкольники применяют самые неожиданные и самобытные средства. Уже у 3-летних детей (Л. Н. Галигузова, 1983) насчитывается 135 разных перемещений, высказывающих инициативные обращения к сверстнику. Этим перемещениям характерна особенная раскованность, ненормированность и незаданность никакими примерами: малыши прыгают, кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необыкновенные возгласы, придумывают нестандартные сочетания звуков и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников разрешили высказать предположение, что сверстник оказывает помощь партнеру показать самобытное начало в его формирующейся личности. В случае если взрослый несет для ребенка культурно нормированные средства общения, то сверстник формирует условия для индивидуальных, ненормированных проявлений ребенка. Конечно, что с возрастом Контакты сверстников все более опосредуются правилами и социальными нормами. Но нерегламентированность и раскованность общения, применение самобытных, непредсказуемых средств — отличительная черта контактов ровесников до конца до-, школьного возраста.

Четвертая особенность коммуникаций дошкольников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, что довольно часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка существенно ответственнее его собственное воздействие либо вы- 125

IACAPAP MOOC: 9. Autism (Petrus de Vries, South Africa)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector