О соотношении между издержками производства и стоимостью

§ 1. Когда производство товара является результатом труда и расходов, независимо от того, может ли количество данного товара быть увеличено бесконечно или нет, существует минимальная стоимость, являющаяся необходимым условием его постоянного производства. Во всякое данное время стоимость — результат предложения и спроса, и ее величина всегда та, которая необходима, чтобы создать рынок для существующего предложения. Но производство товара не будет продолжаться, если эта стоимость недостаточна для возмещения издержек производства и получения, кроме того, обычно ожидаемой прибыли. Капиталисты не станут продолжать производство, постоянно приносящее убыток. Они не станут вести даже произведет во, приносящее прибыль меньше той, на какую они могут жить. Лица, капитал которых уже вложен и не может быть легко высвобожден, будут в течение длительного времени стойко продолжать производство без прибыли и, случалось, упорно продолжали производство даже с убытком для себя в надежде на лучшие времена. По они не будут делать это бесконечно или тогда, когда ничто не указывает на возможную перемену к лучшему. Никакой новый капитал не будет вложен в занятие, если это не обещает не только некоторой прибыли, но и прибыли не меньшей, чем можно ожидать от любого другого занятия в данное время и в данном мосте (при этом во внимание принимается и степень приемлемости занятия в других отношениях). Когда очевидно, что нельзя ожидать такой прибыли, капитал если и не изымается фактически, то по крайней мере не замещается новым по мере его потребления. Издержки производства вместе с обычной прибылью могут поэтому быть названы необходимой ценой или стоимостью всех вещей, произведенных трудом и капиталом. Никто добровольно не занимается производством, имея в перспективе убыток. Тот, кто так поступает, делает это из-за ошибки в расчете, которую он старается исправить как можно быстрее.

Когда товар не только производится трудом и капиталом, по может быть произведен ими в неограниченном количестве, эта необходимая стоимость — минимум, которым будут довольствоваться производители, — является также, если конкуренция ведется свободно и активно, максимумом, на который они могут рассчитывать. Если стоимость товара такова, что она возмещает издержки производства но просто с обычной, а с повышенной нормой, прибыли, капитал стремится участвовать в этой дополнительной прибыли и, увеличивая предложение товара, уменьшает его стоимость. Это не просто предположение или догадка, а факт, известный тем, кто знаком с коммерческими операциями. Как только появляется новый вид предпринимательской деятельности, сулящий надежду на исключительную прибыль, и как только какой-либо существующий вид торговли или производства считается приносящим прибыль больше обычной, в короткое время производство или импорт товара становятся столь значительными, что это наверняка не только уничтожает дополнительную прибыль, по и понижает стоимость настолько же ниже необходимого уровня, насколько раньше она была выше его, причем до тех пор, пока избыточное предложение не выравнивается общим или частичным прекращением дальнейшего производства*. Эти колебания в масштабах производства, как уже упоминалось, не предполагают и не требуют, чтобы кто-либо менял свое занятие. Те, у кого дело процветает, увеличивают свое производство, шире пользуясь кредитом, в то время как те, кто не получает обычной прибыли, сокращают свои операции и — по выражению, принятому в промышленности, — работают неполный рабочий день. Таким путем наверняка и быстро уравнивается если, возможно, и не сама прибыль, то ожидание прибыли от занятий разного рода.

Итак, общее правило заключается в том, что вещам присуща тенденция обмениваться друг на друга по таким стоимостям, которые делают возможным возмещение каждому производителю издержек производства с обычной прибылью, иными словами, по таким стоимостям, которые приносят всем производителям одинаковую норму прибыли на их затраты. Но чтобы прибыль могла быть равной там, где равны затраты, т. е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга пропорционально издержкам их производства: вещи, у которых издержки производства одинаковы, должны иметь и одинаковую стоимость, потому что лишь таким образом одинаковые затраты будут приносить одинаковый доход. Если земледелец с капиталом, равным 1 тыс. квартеров зерна, может произвести 1,2 тыс. квартеров, приносящих ему прибыль 20%, то все остальное, что может быть произведено одновременно с капиталом в 1 тыс. квартеров, должно стоить 1,2 тыс. квартеров, т. е. должно обмениваться на них, иначе производитель получит или больше, пли меньше 20%.

Адам Смит и Давид Рикардо называли эту стоимость вещи, пропорциональную издержкам ее производства, ее естественной стоимостью (или ее естественной ценой). Они подразумевали под этим величину, вокруг которой колеблется стоимость и к которой она всегда стремится вернуться, — центральную стоимость, к которой, по выражению Адама Смита, постоянно тяготеет рыночная стоимость вещи и всякое отклонение от которой является временной некорректностью, неправильностью, само существование которой приводит в действие силы, стремящиеся ее исправить. В среднем за годы, достаточные для того, чтобы дать возможность отклонениям в одну сторону от центральной линии уравновесить колебания в другую сторону, рыночная стоимость соответствует естественной стоимости, но она очень редко точно совпадает с ней в любое данное время. Море везде стремится к некоему уровню, но оно никогда не бывает точно на этом уровне: его поверхность постоянно изборождена волнами и часто приводится в волнение бурями. Достаточно того, что, по крайней мере в открытом море, нет точки, которая была бы постоянно выше другой. Каждый участок попеременно повышается и понижается, но океан в целом сохраняет свой уровень.

Производственная функция, издержки производства и доход фирм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector