Потому, что главной единицей измерения расстояний на море есть морская миля, скорость судна выражается числом миль, проходимых за 1 час.
Единица скорости, равная одной миле в час, стала называться – узел (уз.)
1 узел = 1 миля/час.
Из истории происхождения заглавия «узел» – как единицы скорости:
«В эру парусного флота скорость судна измерялась по длине выпущенного за борт на ходу судна лаглиня, прикрепленного к древесному сектору. Измерение скорости производилось за 30 сек. (1/120 часа), исходя из этого и лаглинь разбивался на части, равные 1/120 части м.мили (? 15,43 м), каковые отмечались вплетенными в лаглинь узелками и кончиками. Так, протяженность «одного узла» должна была быть 6076,1 фут/120 = 50,63 фута = 15,43 м. Следовательно, сколько узлов лаглиня вытравлено за борт на ходу судна за 30 сек., столько миль в час и проходит судно».
Секторный лаг.
При ответе отдельных задач судовождения комфортно скорость судна высказывать в кабельтовых в 60 секунд (кб/мин).
1.3. Понятие о лагах: назначение, классификация. Поправка лага, коэффициент лага.
Скорость хода судна измеряется особыми устройствами лагами. Лаг – прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.
Лаги бывают относительные и полные. Относительные лаги, в зависимости от принципа их действия, подразделяются на индукционные, гидродинамические и вертушечные (действительно, последние в наши дни встретишь, скорее, лишь в музеях).
Безотносительные лаги подразделяются на гидроакустические допплеровские (в базе их работы лежит эффект Допплера), геомагнитные и инерциальные.
Относительные, в общем случае, показывают скорость и пройденное расстояние относительно воды, а полные – относительно грунта. На судах на данный момент самый распространены допплеровские и индукционные лаги. На судах на данный момент самый распространены допплеровские и индукционные лаги.
I. Вертушечные лаги (производимые на лаглине и днищевые).
Частота вращения вертушки пропорциональна скорости хода судна. Коэффициент пропорциональности определяется на опробованиях. Число оборотов вертушки фиксируется на счетчике, показывающем пройденное судном расстояние.
II. Гидродинамические лаги (ГДЛ).
Приемные устройства этих лагов измеряют давление скоростного напора воды, появляющееся при перемещении судна. На основании измеренной величины давления (разности динамического и статического давлений) в счетно-решающей схеме лага вырабатывается скорость хода судна и пройденное им расстояние. Для измерения разности давлений в этих лагах используются пружинные (сильфонные) и жидкостные (ртутные) дифференциальные манометры. (ЛГ-25, ЛГ-50, ЛГ-4, ЛГ-6, МЛГ-25, МЛГ-50 и др.).
Гидродинамический лаг. 1 — мембрана; 2 — шток; 3 — стрелка.
III. Индукционные лаги (ИЭЛ).
Принцип работы этих лагов основан на явлении электромагнитной индукции, появляющейся при перемещении морской воды между двумя электродами в переменном магнитном поле. Источником магнитного поля в лаге помогает электромагнит, питаемый переменным током. Он заключен в обтекатель, на поверхности которого расположены два измерительных электрода, соприкасающиеся с морской водой. Под действием переменного магнитного поля магнита, в воде появляется переменная э.д.с. Амплитуда данной э.д.с. оказывается пропорциональной скорости перемещения электромагнита, а следовательно, и судна. Измерение сигнала, снимаемого с электродов, осуществляется по компенсационному способу. В случае если гидродинамические лаги дают устойчивые показания при V 3 уз., то индукционные фактически с 0 уз.
IV. Гидроакустические лаги (ГАЛ).
Принцип их работы основан на применении результата Доплера. Импульс ультразвуковых колебаний, отправляемых с судна, отражается от грунта и возвращается обратно к судовому приемнику лага. При перемещении судна частота принятого сигнала будет различаться от излучаемой в зависимости от скорости хода. Принцип работы ГАЛ содержится в измерении доплеровского сдвига частоты высокочастотного гидроакустического сигнала, отправляемого с судна и отражённого от поверхности дна. Результирующей информацией являются продольная и поперечная составляющей путевой скорости. ГАЛ разрешает измерить их с погрешностью до 0.1% . Разрешающая свойство точных ГАЛ образовывает 0,01 — 0,02 уз. При установке дополнительной двух лучевой антенны А2 (см. рис.) ГАЛ разрешает осуществлять контроль перемещение относительно грунта носа и кормы, что облегчает управление большим судном при плавании по каналам, в узкостях и при исполнении швартовых операции. Большая часть существующих ГАЛ снабжают измерение полной скорости при глубинах под килём до 200-300 м. При громадных глубинах лаг перестаёт трудиться либо переходит в режим измерения относительной скорости, т.е. начинает трудиться от некоего слоя воды как относительный лаг. Антенны ГАЛ не поддерживают корпус судна. Для обеспечения их замены без докования судна они устанавливаются в клинкетах. Источниками погрешности ГАЛ смогут быть: погрешность измерения доплеровской частоты; изменение углов наклона лучей антенны; наличие вертикальной составляющей скорости судна. Суммарная погрешность по этим обстоятельствам у современных лагов не превышает 0.5%.
ГАЛы измеряют скорость хода судна не относительно воды, как все вышеуказанные, а относительно грунта и исходя из этого считаются полными лагами (а неотносительными). Но бесперебойная работа этих лагов вероятна при относительно маленьких глубинах моря, но точность их работы довольно высокая.
Гидроакустический лаг.
Лаги всех совокупностей, как и каждые другие устройства, не смогут давать полностью правильных показаний, они требуют периодической регулировки и выверки. Та часть погрешности в показаниях лага, которая не может быть скомпенсирована, определяется на «мерной линии» и после этого учитывается посредством поправки лага. При ведении счисления на любой нужный момент времени снимают отсчёт лага (ОЛ). Потом, вычитая из последнего ОЛ прошлый, приобретают разность отсчётов лага (РОЛ), которое и имеется пройденное судном расстояние, но по лагу!
Sл – это практически пройденное судном расстояние между двумя отсчётами лага, полученное по обсервациям.
Поправка лага – величина, равная относительной погрешности, выраженной в процентах и забранной с обратным знаком, т.е.
Спросите дядю Вову. из-за чего скорость на море измеряется в узлах