Единицы скорости, применяемые в судовождении.

Потому, что главной единицей измерения расстояний на море есть морская миля, скорость судна выражается числом миль, проходимых за 1 час.

Единица скорости, равная одной миле в час, стала называться – узел (уз.)

1 узел = 1 миля/час.

Из истории происхождения заглавия «узел» – как единицы скорости:

«В эру парусного флота скорость судна измерялась по длине выпущенного за борт на ходу судна лаглиня, прикрепленного к древесному сектору. Измерение скорости производилось за 30 сек. (1/120 часа), исходя из этого и лаглинь разбивался на части, равные 1/120 части м.мили (? 15,43 м), каковые отмечались вплетенными в лаглинь узелками и кончиками. Так, протяженность «одного узла» должна была быть 6076,1 фут/120 = 50,63 фута = 15,43 м. Следовательно, сколько узлов лаглиня вытравлено за борт на ходу судна за 30 сек., столько миль в час и проходит судно».

Единицы скорости, применяемые в судовождении.

Секторный лаг.

При ответе отдельных задач судовождения комфортно скорость судна высказывать в кабельтовых в 60 секунд (кб/мин).

1.3. Понятие о лагах: назначение, классификация. Поправка лага, коэффициент лага.

Скорость хода судна измеряется особыми устройствами лагами. Лаг – прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.

Лаги бывают относительные и полные. Относительные лаги, в зависимости от принципа их действия, подразделяются на индукционные, гидродинамические и вертушечные (действительно, последние в наши дни встретишь, скорее, лишь в музеях).

Безотносительные лаги подразделяются на гидроакустические допплеровские (в базе их работы лежит эффект Допплера), геомагнитные и инерциальные.

Относительные, в общем случае, показывают скорость и пройденное расстояние относительно воды, а полные – относительно грунта. На судах на данный момент самый распространены допплеровские и индукционные лаги. На судах на данный момент самый распространены допплеровские и индукционные лаги.

I. Вертушечные лаги (производимые на лаглине и днищевые).

Частота вращения вертушки пропорциональна скорости хода судна. Коэффициент пропорциональности определяется на опробованиях. Число оборотов вертушки фиксируется на счетчике, показывающем пройденное судном расстояние.

Единицы скорости, применяемые в судовождении.

II. Гидродинамические лаги (ГДЛ).

Приемные устройства этих лагов измеряют давление скоростного напора воды, появляющееся при перемещении судна. На основании измеренной величины давления (разности динамического и статического давлений) в счетно-решающей схеме лага вырабатывается скорость хода судна и пройденное им расстояние. Для измерения разности давлений в этих лагах используются пружинные (сильфонные) и жидкостные (ртутные) дифференциальные манометры. (ЛГ-25, ЛГ-50, ЛГ-4, ЛГ-6, МЛГ-25, МЛГ-50 и др.).

Единицы скорости, применяемые в судовождении.

Гидродинамический лаг. 1 — мембрана; 2 — шток; 3 — стрелка.

III. Индукционные лаги (ИЭЛ).

Принцип работы этих лагов основан на явлении электромагнитной индукции, появляющейся при перемещении морской воды между двумя электродами в переменном магнитном поле. Источником магнитного поля в лаге помогает электромагнит, питаемый переменным током. Он заключен в обтекатель, на поверхности которого расположены два измерительных электрода, соприкасающиеся с морской водой. Под действием переменного магнитного поля магнита, в воде появляется переменная э.д.с. Амплитуда данной э.д.с. оказывается пропорциональной скорости перемещения электромагнита, а следовательно, и судна. Измерение сигнала, снимаемого с электродов, осуществляется по компенсационному способу. В случае если гидродинамические лаги дают устойчивые показания при V 3 уз., то индукционные фактически с 0 уз.

IV. Гидроакустические лаги (ГАЛ).

Принцип их работы основан на применении результата Доплера. Импульс ультразвуковых колебаний, отправляемых с судна, отражается от грунта и возвращается обратно к судовому приемнику лага. При перемещении судна частота принятого сигнала будет различаться от излучаемой в зависимости от скорости хода. Принцип работы ГАЛ содержится в измерении доплеровского сдвига частоты высокочастотного гидроакустического сигнала, отправляемого с судна и отражённого от поверхности дна. Результирующей информацией являются продольная и поперечная составляющей путевой скорости. ГАЛ разрешает измерить их с погрешностью до 0.1% . Разрешающая свойство точных ГАЛ образовывает 0,01 — 0,02 уз. При установке дополнительной двух лучевой антенны А2 (см. рис.) ГАЛ разрешает осуществлять контроль перемещение относительно грунта носа и кормы, что облегчает управление большим судном при плавании по каналам, в узкостях и при исполнении швартовых операции. Большая часть существующих ГАЛ снабжают измерение полной скорости при глубинах под килём до 200-300 м. При громадных глубинах лаг перестаёт трудиться либо переходит в режим измерения относительной скорости, т.е. начинает трудиться от некоего слоя воды как относительный лаг. Антенны ГАЛ не поддерживают корпус судна. Для обеспечения их замены без докования судна они устанавливаются в клинкетах. Источниками погрешности ГАЛ смогут быть: погрешность измерения доплеровской частоты; изменение углов наклона лучей антенны; наличие вертикальной составляющей скорости судна. Суммарная погрешность по этим обстоятельствам у современных лагов не превышает 0.5%.

ГАЛы измеряют скорость хода судна не относительно воды, как все вышеуказанные, а относительно грунта и исходя из этого считаются полными лагами (а неотносительными). Но бесперебойная работа этих лагов вероятна при относительно маленьких глубинах моря, но точность их работы довольно высокая.

Единицы скорости, применяемые в судовождении.

Гидроакустический лаг.

Лаги всех совокупностей, как и каждые другие устройства, не смогут давать полностью правильных показаний, они требуют периодической регулировки и выверки. Та часть погрешности в показаниях лага, которая не может быть скомпенсирована, определяется на «мерной линии» и после этого учитывается посредством поправки лага. При ведении счисления на любой нужный момент времени снимают отсчёт лага (ОЛ). Потом, вычитая из последнего ОЛ прошлый, приобретают разность отсчётов лага (РОЛ), которое и имеется пройденное судном расстояние, но по лагу!

Единицы скорости, применяемые в судовождении.

Sл – это практически пройденное судном расстояние между двумя отсчётами лага, полученное по обсервациям.

Поправка лага – величина, равная относительной погрешности, выраженной в процентах и забранной с обратным знаком, т.е.

Единицы скорости, применяемые в судовождении.

Спросите дядю Вову. из-за чего скорость на море измеряется в узлах

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector