Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта состоит из документов четырёх уровней.
1. Законодательные акты – указы президента, постановления правительства РФ, федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие деятельность бухучёта в организациях.
2. Российские стандарты — ПБУ (положения по бухучёту), которые устанавливают принципы и базовые правила ведения бухучёта по сферам деятельности организации, видам активов, а также составления и представления бух отчётности.
3. Методические рекомендации по учёту имущества и затрат, которые утверждает минфин России с учётом отраслевой специфики и видов деятельности организации.
4. Рабочие документы организации – положения об учётной политике организации, рабочие документы по организации учёта отдельных видов активов затрат, собственного капитала, организации документооборота и первичного учёта.
Письма минфина и письма ИФНС не являются нормативными документами – это мнение чиновников по спорным вопросам. У суда своё мнение.
Организация бухучёта.
Обязанность по организации бухучёта на предприятии лежит на руководителе, который в зависимости от объёма бухгалтерской информации может:
1. Организовать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером.
2. Ввести штатную должность бухгалтера
3. Воспользоваться услугами специальной организации или специалиста на договорной основе (аутсорсинг, дешевле чем содержать целый штат бухгалтеров если сделки редкие и большие)
4. Вести бухучёт самостоятельно.
Бухгалтерия должна быть самостоятельной структурной единицей, подчиняющейся только руководителю.
При организации отдела бухгалтерии можно выделить следующие направления:
1. Расчётная группа (зарплата, больничные листы, НДФЛ, отпуска, алименты, страховые взносы, удержания);
2. Материальная группа (учёт расчётов с поставщиками, и складской учёт)
3. Производственная группа (калькуляция себестоимости)
4. Финансовая группа (расчёты по банку и валютным счетам, бывает достаточно 1 человека)
5. Группа учёта сбыта (расчёты с покупателями, учёт реализации, движение на складах готовой продукции)
6. Общая группа (оформление Главной книги – итоговый учётный регистр, оформление и сдача отчётности)
Права и обязанности главного бухгалтера:
1. Главбух назначается и устраняется руководителем.
2. Главбух отвечает за: формирование учётной политики, правильность ведения бухучёта, отчётность на предприятии, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия .
3. Без подписи главбуха финансовые, расчётные и денежные документы считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
4. Главбуху запрещено принимать документы противоречащие законодательству (если возникают противоречия по законности документа с руководителем, то главный бухгалтер может использовать их с письменного распоряжения руководителя с датой и подписью.
5. С главным бухгалтером согласуется приём и увольнение материально ответственных лиц, а именно кассиров, кладовщиков и продавцов
6. На главбуха нельзя возлагать ответственность связанную с материальную ответственность (на малых предприятиях, где нет в штате кассира его обязанности может выполнять главбух, но для этого с ним должен быть заключён о материальной ответственности и сделана соответствующая запись в приказе и трудовом договоре.
7. Все работники организации должны представлять в бухгалтерию документы, связанные с хозяйственными операциями.
8. За искажение данных бухучёта руководитель может быть привлечён к административной и уголовной ответственности.
Учётная политика.
Нормативный документ: ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».
Учётная политика – принятая на предприятии совокупность методов ведения бухгалтерского учёта, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с ФЗ №129 каждое предприятие обязано сформировать учётную политику (УП).
1. Налогоплательщик не обязан предоставлять учётную политику вместе с отчётностью
2. УП предъявляется при налоговой проверке
3. Обязанность по формированию учётной политики лежит на руководителе.
4. УП заверяется приказом и применяется с 1.01 года следующего за годом принятия
5. Предполагается, что УП будет применяться последовательно из года в год.
6. У вновь созданного предприятия УП должна быть сформирована в течение 90 дней.
7. УП применяется всеми подразделениями предприятия , даже выделенными на самостоятельный баланс.
8. УП должна раскрывать 3 основных аспекта:
1. Организационный:
- структура работы бухгалтерии
- выбор формы бухучёта
- рабочий план счетов
- график документооборота
- порядок проведения инвентаризации
- формы бухучёта и первичных документов, разработанных на предприятии
- внутренняя отчётность (состав, формы, сроки, исполнители)
- выделение подразделений на самостоятельный баланс
- внутрихозяйственный контроль состоит из:
a) разделения хозяйственных функций и функций контроля
b) разделение функций по учёту ТМЦ и расчётов с поставщиками
c) ответственность работников за ТМЦ и первичные документы
d) круг должностных лиц имеющих права подписи
e) организация хранения ценностей
f) использование бланков строго отчётности
g) средства охраны
h) внезапные проверки ценностей
i) обучение персонала обращению с материальными ценностями и документами
2. Методологический в вопросах бухгалтерского учёта раскрывает выбор способов и методов бухгалтерского учёта и методов оценки, которые необходимо сделать в следующих случаях:
- Когда законодательство предполагает несколько способов учёта
- Когда есть противоречия в нормативной базе
- Когда порядок учёта нерегламентирован ни в нормативной базе, ни в законодательстве
- Когда есть расхождения правил бухгалтерского (затраты и доходы, на то, что было произведено) и налогового учёта (порядок расчёта налоговой базы) объектов и операций:
a) Установить границы между основными и оборотными средствами (срок полезного использования и стоимость)
b) Порядок начисления износа по основным средствам
c) Порядок погашения стоимости МБП (малоценные быстроизнашивающиеся предметы, где-то 1 месяц)
d) Порядок амортизации НМА (счёт 04)
e) Отражение в учёте приобретения материалов и МБП с отражением на отдельном счёте транспортно-заготовительных расходов
f) Оценка товаров по продажной стоимости и по покупной
g) Расчёт себестоимости материальных ресурсов отпущенных в производство методами LIFO (last in – first out, мы берём стоимость последнего полученного материала, и по нему будем рассчитывать себестоимость), FIFO (first in – first out, сначала мы спишем то, что пришло первым), средняя себестоимость
h) Учёт и распределение общехозяйственных расходов (счёт 26)
i) Метод учёта затрат и калькулирования
j) Распределение затрат вспомогательных производств
k) Перечень резервов предстоящих расходов: резерв на ремонтный фонд, резерв по сомнительным долгам (вряд ли отдадут), резерв по обесцениванию ценных бумаг, резерв на отпуска
l) Метод определения выручки от реализации
m) Порядок исчисления и выплаты дивидендов
n) Учёт процентов по кредитам и займам
o) Распределение косвенных расходов между объектами учёта
3. Методологический в вопросах налогового учёта.
Налоговый учёт это система, в которой определяется налоговая база. В этом разделе принимается порядок признания доходов и расходов, начисления амортизации для целей налогового учёта, определения о ликвидации налоговых разниц (это разница между результатом бухгалтерского и налогового учёта), а также особенности исчисления прибыли и НДС.
В некоторых случаях необходимо внести изменения в УП:
1. Когда внесены изменения в законодательство РФ или нормативные акты бухучёта.
2. Если предприятие разработало новые способы ведении бухучёта.
3. Когда произошли существенные изменения условий работы предприятия
Изменения к УП оформляются приказом и сопровождаются пояснительной запиской, в которой обосновывается изменение УП.
Классификация счетов бухучёта (семинар)
Отражение многообразных хозяйственных операций с целю их группировки и контроля осуществляется на большом количестве счетов. Важным условием их правильного применения является классификация, которая может осуществляться по следующим существенным признакам группировки:
1. По назначению и структуре
2. По экономическому содержанию
3. По отношению к балансу
Классификация счетов по назначению и структуре предусматривает подразделение счетов в зависимости от их непосредственной функции в учётном процессе и отражение на них тех или иных результатов. Классификация показывает каково строение счетов, для получения каких показателей они используются и как получить эти показатели.
Схема классификаций счетов бухгалтерского учёта по назначению и структуре.
Счета бухгалтерского учёта:
I. Основные:
А) Денежные
Б) Нематериальные
В) Материальные
Г) Счета учёта капитала
Д) Ссудные
Е) Расчётные
II. Регулирующие:
А) Контрарные
Б) Дополняющие
В) Контрарно-дополняющие
III. Операционные:
А) Калькуляционные
Б) Собирательно-распределительные
В) Операционно-результативные
4. Отчётно-распределительные
5. Финансово-результативные
Закон № 402-ФЗ о бухгалтерском учете в 1С 8.3