Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников

Впроцессе обучения школьников способам передвижения* на лыжах происходит формирование двигательных навыков. Но отдельные двигательные навыки не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние на формирование новых навыков или их вариантов. Известно, что возникновение новых навыков всегда в большей или меньшей степени опирается уже на имеющиеся движения, и чем больше запас этих двигательных возможностей, тем быстрее и лучше идет процесс обучения передвижению на лыжах. При этом влияние старых навыков не всегда одинаково: они могут помогать образованию и закреплению новых навыков. Это явление принято называть положительным переносом навыков. Но может быть и наоборот: когда старые навыки или их неверное сочетание препятствуют образованию новых. Такое явление называют отрицательным переносом. При построении процесса обучения нельзя не учитывать взаимодействие навыков. Незнание или неверное понимание процесса взаимодействия навыков может значительно ухудшить качество обучения и владения техникой и надолго затянуть процесс обучения.

На положительном переносе навыков основаны выбор и применение системы подводящих и имитационных упражнений, которые используются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Положительный перенос может наблюдаться и между отдельными способами передвижения

на лыжах или отдельными элементами ходов. Он наблюдается там, где есть сходство отдельных элементов структуры движений. Чем больше имеется сходства между элементами и структурами ранее освоенного способа передвижения и изучаемого, тем быстрее и качественнее проходит процесс обучения новому. Например, предварительно изучив скользящий шаг, легче освоить попеременный двухшажный ход. На основе попеременного двухшажно-го изучается и попеременный четырехшажный ход. Отрицательный перенос навыков мешает формированию нового навыка. Отрицательное взаимодействие навыков особенно часто наблюдается при обучении движениям, которые обладают сходными начальными элементами, но в основных действиях имеются значительные различия. Примером отрицательного взаимодействия навыков может служить обучение повороту «плугом» (рулящий поворот) и повороту на параллельных лыжах (маховый поворот). Врожденные автоматизмы также оказывают влияние на процесс обучения. Одни из них мешают, другие помогают в изучении сложных способов передвижения на лыжах. Например, врожденная перекрестная координация является основой для овладения техникой попеременного двухшажного хода.

Планируя учебный процесс в школе или ДЮСШ, учителя и тренеры должны таким образом подбирать подводящие, имитационные и основные упражнения в передвижении на лыжах, чтобы исключить формирование конкурирующих навыков. Главное в последовательности прохождения учебного материала — до минимума свести отрицательный перенос. Например, нецелесообразно одновременно изучать торможение «плугом» и поворот на параллельных лыжах, но вслед за торможением «плугом» следует изучать поворот «плугом».

Поворот на параллельных лыжах можно совместить с торможением боковым соскальзыванием.

При построении процесса обучения в лыжном спорте необходимо учитывать не только взаимодействие навыков, но и значимость того или иного поворота или хода в лыжном спорте, уровень физической и координационной подготовленности учащихся, уровень сложности упражнения (хода в целом), принцип постепенности — от простого к сложному и т.д. Исходя из принципа постепенности, изучение ходов в лыжном спорте, казалось бы, следовало начинать с одновременного бесшажного — самого простого по координации. Однако школьники в I классе, когда начинается обучение способам передвижения на лыжах, физически не отовы к этому (уровень развития мышц плечевого пояса невы-ок). Даже обучение в облегченных условиях не поможет решить ту задачу. Если бы стоял вопрос об изучении ходов взрослыми

Вождение для начинающих водителей/первый раз за рулём ( Практика)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector