Регион Юго-Восточной Азии (ЮВА) — это девять стран с населением 410,6 млн человек, что составляет 7,7% населения всего мира или 13,4% населения Азии.
В течение последних десятилетий значение Юго-Восточной Азии в системе международных экономических отношений, прежде всего в бассейне Тихого океана, неуклонно растет. Определенным образом это связано с повышением актуальности таких факторов, как благоприятное географическое и военно-стратегическое положение государств региона, их богатые природные ресурсы.
Еще в конце XIX в. государственный секретарь США Дж. Хэй говорил, что Средиземное море — океан прошлого, Атлантический океан — океан нынешнего, Тихий океан — океан будущего. И действительно, сейчас азиатско-тихоокеанский регион превращается в мощную мировую силу. Специалисты признают, что центр инноваций экономического прогресса в мировом хозяйстве смещается именно в этот регион, и он становится лидером экономического развития на новом, пятом этапе технической революции (по теории М. Д. Кондратьева).
Хозяйства Вьетнама, Лаоса и Камбоджи в 80-х годах имели аграрную направленность при значительном использовании традиционных методов в земледелии, характеризовались почти полным отсутствием обрабатывающей промышленности, широким использованием натуральных форм хозяйства, традиционной структурой производства.
Со второй половины 80-х годов в бывших социалистических странах Юго-Восточной Азии начался переход к рынку, но и в конце 80-х годов, согласно классификации ООН, они, как и раньше, принадлежали к группе стран с низким уровнем дохода на душу населения менее 500 долл.: Лаос — 343, Вьетнам — 109, Камбоджа — 106. 1992 г. статистика ООН включала Камбоджу и Лаос в группу наименее развитых стран мира.
В это же время Индонезия, Малайзия, Филиппины и Таиланд — это новые индустриальные страны (НИС), как говорится, второй волны, которые относятся к странам со средним уровнем дохода на душу населения — от 500 до 3000 долл.
И наконец, Сингапур и Бруней — государства с высоким уровнем дохода на душу населения, выше чем 3000 долл. Правда, успехи в экономическом развитии этих стран были достигнуты за счет различных факторов: Сингапур — это государство с развитым промышленным потенциалом, а Бруней — нафтоекспортуюча страна, которая значительную часть ВВП получает за счет добычи и экспорта нефти (1989 г. прибыль от ее экспорта составлял 84,0% общего объема экспортных доходов).
В целом же Юго-Восточная Азия, как особая экономическая зона, характеризовалась динамичным развитием. Темпы экономического роста стран этого региона в послевоенный период были одними из самых высоких в мире. Хотя, и это вполне понятно, за внешней благоприятной картиной скрывалась глубокая дифференциация по темпам экономического Развития отдельных стран Юго-Восточной Азии.
Страны Юго-Восточной Азии имеют мощную экспортную базу, почти все они хорошо обеспечены природными ресурсами, что составляет одно из важных условий их экономического развития. Именно поэтому они стали самыми крупными (а иногда — монопольными) экспортерами отдельных товаров.
При рассмотрении хода реформ в странах Восточной Европы нелегко выявить расклад достижений и потерь. Очевидно, что достигнут немалый прогресс в трансформировании централизованно планируемой экономики в демократическую рыночную систему. Тем не менее, экономические и социальные издержки перехода оказались гораздо выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и благосостояния — все это привело к разочарованию и нарастающей политической напряженности.
Резкий дисбаланс между ожиданиями и реальностью видимо и стал основным фактором резкой смены социально-политического климата в Восточной Европе. Практически единодушно признается, что спад оказался гораздо глубже, чем изначально планировалось, и что трансформация все еще не обеспечила многих из казавшихся очевидными благ в 5 странах региона (Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии).
Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер, институциональных перемен и структурной политики, в том числе приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию, восстановить финансовое равновесие, обеспечить предпосылки создания стабильной макроэкономической ситуации. Либерализация внешних связей должна была помочь выйти на оптимальный уровень цен и внести на внутренний рынок необходимую дозу конкуренции.
(курсивом выделены главные ответы)
Сингапур в контексте Юго-Восточной Азии