А | В | А(1) |
І часть | ІІ часть – средняя | ІІІ часть – реприза |
ТРИО | ||
Изложение и развитие первой темы | 1) изложение и развитие второй контрастной темы; 2) отсутствие связок с крайними частями | Повторение первой части – буквальное: da capo al Fine |
Простая двухчастная (а b) или трехчастная (а b а) форма | 3) простая двух- или трехчастная форма; 4) модуляция-сопоставление; | Простая двух- или трехчастная форма |
Главная тональность | 5) новая тональность, темп, метр, размер, фактура; 6) преобладание экспозиционного типа изложения; 7) преобладание архитектонического начала над процессуальным; ![]() |
Главная тональность |
ЭПИЗОД | ||
Изложение и развитие первой темы | 1) изложение и развитие второй контрастной темы; 2) наличие связок-переходов с крайними частями | Повторение первой части: а) варьированное, б) динамизированное, в) неполное (чаще только начальный период) |
Простая двухчастная (а b) или трехчастная (а b а) форма | 3) построение развивающего типа; 4) модуляция-переход к новой тональности; | |
Главная тональность | 5) новая тональность, темп, метр, фактура; 6) преобладание развивающего типа изложения над экспозиционным; 7) преобладание процессуального начала над архитектоническим; ![]() |
Главная тональность |
Два типа сложной трехчастной формы получили широкое распространение в инструментальной музыке: сложная трехчастная форма с трио и сложная трехчастная форма с эпизодом. И трио, и эпизод – это средние части формы, отличающиеся друг от друга многими чертами. Главные из них для трио таковы:
– обособленность от крайних частей, достигаемая отсутствием связующих построений;
– четкая, ясно очерченная форма – простая двух- или трехчастная, реже дважды повторенный период;
– преобладание экспозиционного типа изложения над развивающим;
– использование контраста-сопоставления между тематизмом первой и второй части, подчеркнутого чаще всего сменой тональности, метра, типа фактуры, темпа (новая тональность появляется без каких-либо переходов путем модуляции-сопоставления);
– преобладание архитектонического начала над процессуальным.
Все перечисленные средства обеспечивают отсутствие внутренней связи между частями, подчеркивая их контрастность, и создают возможность назвать трио пьесой в пьесе. Название трио, которое очень часто обозначается в нотах, связано с тем, что в доклассической музыке средний раздел подобных форм писался для трех инструментов или трех голосов. В классической музыке это правило потеряло свое значение, название же сохранилось.
Характерные черты эпизода во многом противоположны чертам трио:
– тесная связь с крайними частями и наличие связующих построений, осуществляющих плавный переход к новому контрастному музыкальному материалу;
– отсутствие четкой формы, деление эпизода на следующие друг за другом разделы, построения;
– преобладание развивающего типа изложения над экспозиционным;
– преобладание процессуального начала над архитектоническим, что способствует текучести формы, большей слитности ее частей и динамичности ее развития;
– использование между первой и второй частью контраста-сопряжения, обладающего ярко выраженным внутренним единством и логикой естественного закономерного перехода от одного вида музыкального содержания (I часть) к новому контрастному: настроению, чувствам, мыслям (II часть).
Нередко черты трио и эпизода совмещаются в одном произведении, в таких случаях необходимо выявить преобладание качеств того или другого типа формы. Например, для большего единства трио с репризой иногда между ними используется связующее построение.
Тип средней части влияет на тип репризы в сложной трехчастной форме. Там, где используется трио, реприза чаще всего буквальная, не выписанная, обозначаемая по итальянски da capo (в конце второй части пишется da capo al Fine, в конце первой части – Fine). Там, где эпизод, реприза всегда выписывается, образуя следующие типы: вариационная, динамизированная и масштабно-сокращенная (см. табл. 12).
Сфера применения сложной трехчастной формы достаточно широка и многообразна. Прежде всего это жанры танцевальной и маршевой инструментальной музыки, область разнообразных лирических пьес типа ноктюрнов, прелюдий, этюдов, этюдов-картин, музыкальных моментов, экспромтов, программных пьес (например, пьесы из цикла П.Чайковского «Времена года»). При этом сложная трехчастная форма с трио характерна для танцев и маршей, а сложная трехчастная с эпизодом – для лирических пьес медленного или умеренного темпа. В вокальной хоровой музыке эта форма реже привлекает внимание композиторов. Однако возможна как форма оперной арии или крупного концертного хорового сочинения. Широко распространена она в качестве формы части масштабных циклических жанров: средних частей сонатно-симфонического цикла, то есть сонат, концертов, симфоний или частей сюит, кантат, ораторий.
Методика анализа сложной трехчастной формы:
1) краткая характеристика образного содержания по тематизму первой, второй (средней) и третьей (репризной) части;
2) определение типа формы всего произведения с указанием границ частей и определением структуры каждой части по образцу формы-схемы;
3) подробный анализ структуры первой части по методике анализа простой формы и методике анализа периода;
4) подробный анализ структуры второй (средней) части по методике анализа простой формы;
5) обосновать тип средней части (трио или эпизод), подчеркнув отличительные особенности того или иного типа;
6) подробный анализ средств выразительности в первой теме первой части и во второй контрастной теме второй части: мелодии, метроритма, ладотональности, гармонии, фактуры по методике анализа средств выразительности;
7) на основании сравнения репризы с первой частью определяются ее тип и степень изменений, средства варьирования (динамизирования);
подробно анализируются структура репризы и изменения в средствах выразительности;
9) краткие выводы: указываются типичные черты формы и индивидуальные особенности данного произведения.
Форма рондо.Рондо – это форма, основанная на чередовании начальной темы, называемой рефреном, и излагаемой не менее трех раз с новыми контрастными темами, называемыми эпизодами. В схеме обозначается: А–В–А–С–А …А (табл. 16).
21 урок: