Тема 12. государственная культурная политика

У нас во время СССР культурная политика была неотделима от пропаганды и агитации, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было только одним из частных исполнителей данной политики. на данный момент культурная политика в Российской Федерации сводится к относительно независимой и малоскоординированной деятельности разных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и тому подобному.

Очевидно, под культурной жизнью и культурой по большому счету в этом случае имеется в виду значительно более личный сегмент публичной практики, нежели это трактуется наукой а также в массовом публичном сознании. К примеру, в функции культурной политики фактически не входят задачи неспециализированной социокультурной регуляции судьбы людей, вопросы их нравов и обычаев, вопросы формирования и общекультурные проблемы образования культурной компетентности личности (за исключением специальных учебных заведений художественного и культурно-просветительского замысла), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. В большинстве случаев, к компетенции национальной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:

— совокупность поиска, взятия на охрану, реставрации, сохранения и накопления, защиты от незаконного вывоза, и обеспечения доступа для изучения экспертами либо просвещения весов предметов мирового и отечественного культурного наследия, владеющих неординарной смысловой, исторической либо художественной сокровищем (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений различных уникальных произведений и видов ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических монументов, и заповедных территорий культурного значения);

— совокупность национальной и публичной развития и поддержки функционирования художественной судьбе в стране (способствование созданию, реализации и демонстрации художественных произведений, их закупок частными и музеями коллекционерами, проведение конкурсов, специализированных выставок и фестивалей, организация опытного художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об мастерстве, опытной публицистики и художественной критики, издание специальной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, материльная поддержка объединениям и художественным коллективам, персональное социальное обеспечение деятелей мастерства, помощь в обновлении инструментария и фондов художественной деятельности и т. п.);

— совокупность выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как неспециализированного, так и специального профиля, организация спортивно-массовых и торжественно-мероприятий и карнавальных зрелищ, «культурно-просветительский» туризм по районам и историческим объектам, «народная самодеятельность» в области художественного либо ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.; одним из деятельно развивающихся направлений данной функциональной системы есть социальная педагогика как институционализированная методика неспециализированной социализации личности);

— популяризацию хороших и этнографических образцов культуры (культурных сокровищ) в средствах массовой информации;

— интернациональное и межнациональное культурное сотрудничество, и последовательность иных направлений деятельности.

Главными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы власти (в большинстве случаев, принимающие ответы на основании их дискуссии специалистами, и художественной общественностью либо избранными корифеями в области литературы и искусства), а главными органами, реализующими культурную политику страны, являются культурные университеты. Последние относительно четко делятся на университеты, функционально привязанные к вышеперечисленным главным задачам культурной политики. К примеру, университетами, занимающимися вопросами сохранения и сбора культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, национальные историко-культурные заповедники и т. п. Университетами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются объединения и творческие союзы, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в совершенстве кроме этого — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в Российской Федерации не все перечисленные культурные университеты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, книгоиздательский комплекс и литература являются независимыми структурами). Университетами досуговой работы к настоящему времени остались только кружки и клубы, просветительские общества, и кое-какие туристические организации. Очень развитая еще сравнительно не так давно совокупность организации детского культурно-просветительского досуга в Российской Федерации практически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются в основном в совокупности образовательных учреждений, интернациональное культурное сотрудничество осуществляется в основном центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играются научно-исследовательские и искусства и учебные заведения культуры.

Независимо от университетов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее действенно решавшаяся при помощи совокупности народных традиций) содержится во все той же межпоколенной трансляции социального опыта (в этом случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).

Представляется очень важным, дабы культурная политика не отрывалась от главных направлений общесоциальной политики страны, трудилась как одна из ее систем. С данной точки зрения главная цель культурной политики — изменение стандартов и норм социальной адекватности людей в образцы и образы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальной адекватности как самые престижных форм социального бытия, как малейшего и самый надёжного пути к социальным благам и высокому публичному статусу.

Национальная культурная политика – совокупность норм и принципов, которыми руководствуется государство в собственной деятельности по сохранению, распространению и развитию культуры, и сама деятельность страны в области культуры.

Культурная политика — это отношение правительства к культуре, деятельность правительства в сфере культуры, влияние влиятельных лиц на ее развитие. Сейчас стало очевидным, что в определении стратегии и тактики национальной культурной политики должны принимать участие не только работники аппарата структурных звеньев управления, но в первую очередь творческие работники, представители интеллигенции.

Как раз в культуре проявилась вся “изнанка” становления рыночных взаимоотношений. В следствии быстро снизился жизненный уровень служителей мастерства, фактически свелись к нулю возможности реализовать творческую продукцию по прошлым каналам, ухудшилось психотерапевтическое состояние творческих работников, упал их публичный статус.

Эксперт социально-культурного сервиса осуществляет регулирование культурных процессов, взаимодействует с людьми и принимает решения, имеющие социальные и культурные последствия.

Эксперт социально-культурного сервиса обязан обнаружить возможности организовывать галереи , выставки самодеятельных живописцев, мастеров декоративно-прикладного мастерства, древних народных промыслов, проведение фольклорных праздничных дней, фестивалей, конкурсов. Ответственной своеобразной функцией социально-культурной деятельности есть организация многогранной самодеятельности населения, содействие самореализации личности в мастерстве, техническом творчестве, спорте, публичных делах. Участие в массовых праздниках раскрепощает народные таланты, смекалку, приносит в судьбу соревновательный момент, желание принародно найти собственный мастерство, знание, умение. Удовлетворяя эти собственные устремления, развивая себя, получая новые личностные качества, вызывающие, со своей стороны, новые, возвышенные потребности, люди сохраняют базы национальной культуры, создают новые сокровища. Развитие этих форм — наиболее значимое условие формирования политической культуры народа, культуры деловых взаимоотношений, общения людей.

Организатор социально-культурного сервиса обязан знать законы, регулирующие культурную сферу, их влияние на досуговую деятельность. Исходя из этого, целесообразно уже в начале обучения привести из Закона РФ “Базы законодательства РФ о культуре” пара выдержек.

Статья 3. Главные понятия

Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, освоению и распространению культурных сокровищ.

Культурные сокровища – нравственные и эстетические совершенства, нормы и образцы поведения, языки, говоры и диалекты, обычаи и национальные традиции, исторические топонимы, фольклор, ремесла и художественные промыслы, искусства и произведения культуры, методы и результаты научных изучений культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость строения, сооружения, технологии и предметы, неповторимые в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага – услуги и условия, предоставляемые организациями, вторыми юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами собственных культурных потребностей.

Статья 12. Право на приобщение к культурным сокровищам

Любой человек в праве на приобщение к культурным сокровищам, на доступ к национальным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных сокровищ по соображениям секретности либо особенного режима пользования устанавливаются законодательством РФ.

Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право свободного посещения музеев один раз в тридцать дней.

Статья 30. Обязанности страны по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных сокровищ и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных сокровищ и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных сокровищ и благ для всех граждан органы власти и управления, муниципальные органы власти в соответствии со своей компетенцией обязаны:

— поощрять, а также через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к культурному развитию и творчеству, занятию самообразованием, любительским мастерством, ремеслами;

— создавать условия для общего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, в первую очередь при помощи гуманитаризации всей совокупности образования, развития и поддержки сети особых организаций и учреждений – школ искусств, студий, направлений, сохранения бесплатности для населения главных одолжений библиотек, любительского мастерства (самодеятельного художественного творчества);

— стимулировать при помощи налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи строений и другими методами деятельность и создание национальных и негосударственных, а также частных организаций культуры, содействовать формированию их материально-технической базы;

— осуществлять бюджетное финансирование национальных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании частных организаций культуры;

— содействовать формированию благотворительности, спонсорства и меценатства в области культуры;

— осуществлять собственный протекционизм в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным группам и слоям населения;

— публиковать для сведения населения ежегодные информацию о социокультурной ситуации.

Статья 31. Обязанности страны по самостоятельности и обеспечению свобод всех субъектов культурной деятельности

Представительная, аккуратная и судебная власти в Российской Федерации выступают поручителем прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы при помощи законодательной и другой нормативной деятельности, осуществления и разработки политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Органы власти и управления, муниципальные органы власти не вмешиваются в творческую деятельность их объединений и граждан, национальных и частных организаций культуры, за исключением случаев, в то время, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, жестокости и насилия, расовой, национальной, религиозной, классовой и другой исключительности либо нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности возможно осуществлен лишь судом и только при нарушения законодательства.

Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры

Цены (тарифы) на продукцию и платные услуги, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей, обучающихся, калек, военнослужащих срочной работы.

В сфере культуры трудятся национальные и негосударственные фонды, каковые вероятными силами поддерживают данную область.

Главными целями, к примеру, Фонда помощи культуры (на примере Петербурга), являются:

— предоставление грантов учреждениям культуры, включенным в перечень очень полезных объектов культурного наследия народов РФ;

— реализация одного из компонентов Проекта реконструкции центра Петербурга;

— помощь инициатив в области культуры, которые связаны с развитием инфраструктуры сферы культуры, сохранением культурного наследия, и с актуальными явлениями современной культуры.

Задачами Петербургского образования и общественного фонда культуры, являются:

— изучение и просвещения идей и распространение гуманизма;

— участие в образовательном ходе методом сотрудничества с национальными и негосударственными учреждениями, средствами массовой информации;

— организационная, правовая, социальная и поддержка учреждений и материальная помощь и организаций, деятелей культуры, искусства, науки, образования.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрена статья, предоставляющая льготы по налогообложению организациям культуры. В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению по НДС (18%) реализация на территории РФ одолжений, оказываемых учреждениями искусства и культуры в сфере искусства и культуры, к каким относятся:

— услуги по предоставлению напрокат аудио — видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, культинвентаря, животных, книг и экспонатов;

— услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, документов и музейных экспонатов из фондов указанных учреждений;

— услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений;

— услуги по доставке приёму и читателям у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению перечней, каталогов и справок экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;

— услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок вторым бюджетным учреждениям искусства и культуры, и одолжений по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

— реализация входных абонементов и билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в парках и зоопарках отдыха и культуры, экскурсионных путёвок и экскурсионных билетов, форма которых утверждена в соответствии с правилами как бланк строгой отчетности;

— реализация программ на концерты и спектакли, буклетов и каталогов.

К учреждениям культуры и искусства относятся: театры, кинотеатры, коллективы и концертные организации, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, писателя, композитора), планетарии, парки отдыха и культуры, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристских экскурсионных бюро), заповедники, зоопарки и ботанические сады, национальные парки, природные и ландшафтные парки .

Социально-культурная сфера призвана удовлетворять возрастающие запросы разных категорий населения, снабжать нужные возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать современный образ судьбы, вырабатывать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы. Социально-культурная деятельность, являясь практической по назначению, познавательной по собственному содержанию, вбирает в себя все методы педагогики и виды искусства, каковые обращены к чувствам и разуму человека. В сферу деятельности организатора социально-культурного сервиса входит: проведение концертов, пьес, творческих вечеров деятелей культурных и игровых программ, экскурсий, т.е. мероприятий разрешающих людям культурно отдохнуть, и определить что-то новое и нужное.

Основная задача организатора социально-культурного сервиса — выявлять спрос разных групп людей на те либо иные ценности и обнаружить лучшие формы его удовлетворения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика деятельности организаторов социально-культурного сервиса обусловлена тем, сфера данной деятельности достаточно сложна, многообразна, находится на стыке культуры и экономики.

культура и Бизнес в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы приятель без приятеля. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубочайший политологический суть, очень серьёзный для преобразования и развития общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, есть методом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его настоящей ткани, его механизмов, мускулов и «процедур». Лишь общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества сферы культуры и делового мира, способно к саморегуляции и саморазвитию социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от страны

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативная литература:

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 ред. от 21.03.2002 г. СПС «Поручитель», ноябрь 2002 г.

2. закон «Об базах туристской деятельности в РФ»от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (с трансформациями от 30.12.2001).

4. Закон РФ «О стандартизации» (от 27.12.95 N 211- ФЗ).

5. Закон РФ «О услуг и сертификации продукции» введен в воздействие Главным Советом РФ и подписан Президентом РФ 10 июня 1993 года № 5151-1(в редакции законов от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ,от 2 марта 1998 года № 30-ФЗ,от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ, с трансформациями, внесенными Распоряжением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 года № 15-П).

6. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I “Базы законодательства РФ о культуре” (с трансформациями от 23 июня 1999г., 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г.).

7. Закон РФ «О рекламе» от 18.07.1995 №108-ФЗ (с трансформациями от 30.12.2001).

Базы культурной политики — подведение итогов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector