Принципы педагогического процесса и правила их реализации

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. В принципах педагогического процесса раскрываются теоретические подходы к построению и управлению педагогическим процессом. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации педагогического процесса, а следовательно, имеют нормативный характер. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса.

Важно подчеркнуть, что принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. Формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, в советский период развития педагогики – М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др. Характеристику принципов педагогического процесса начнем с тех из них, которые носят методологический характер, то есть с метапринципов.

1. Принцип целостного подхода к педагогическому процессу. Данный принцип требует при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности. Сама личность должна пониматься как целостность, сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение. Педагогический процесс эффективен, если ученик (воспитанник) в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами, недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к себе и окружающему миру.

Этот принцип отражает необходимость:

— целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;

— взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений;

— единого стиля и тона отношений к ребенку;

— гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса.

2. Принцип природосообразностипедагогического процесса (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.). К.Д. Ушинский формулировал этот принцип так: «Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся». Принцип природосообразности в современной трактовке исходит из того, что обучение и воспитание должны основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Данный принцип требует опоры на природу ребенка, на законы его развития, создания условий для самопознания и самореализации. В педагогике советского периода этот принцип формулировался как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе. Принцип природосообразности указывает на необходимость возрастной и половой дифференциации содержания, методов и форм педагогического процесса, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

3. Принцип культуросообразности педагогического процесса определяет отношения между педагогическим процессом и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что педагогический процесс должен основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Воспитание, с позиции культуры, есть организованное педагогом-профессионалом последовательное и неуклонное введение ребенка в контекст современной культуры посредством овладения всеми основными достижениями мировой культуры и развитие способности к созиданию новых достижений культуры (по Н.Е. Щурковой). Данный принцип требует решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, нравственной, эстетической, политической, экономической и др.). Культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса.

4.Принцип личностного подхода в педагогическом процессе исходит из представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Этот принцип означает, что при конструировании и осуществлении педагогического процесса педагог должен ориентироваться на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Принцип требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

5. Принцип деятельностного подхода в педагогическом процессе опирается на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности. Поэтому педагогический процесс может рассматриваться как процесс организации разнообразной деятельности учащихся (воспитанников). Этот принцип требует превращения ребенка в субъекта деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической) в процессе воспитания и обучения. Для этого необходимо научить его целеполаганию, планированию, организации деятельности, ее регулированию и контролю, а также самоанализу и оценке результатов деятельности.

6. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода в педагогическом процессе предполагает личностно-равноправные позиции учителя и учащихся. Формы сотрудничества между ними развиваются от максимальной помощи педагога в организации деятельности учащимся к постепенному нарастанию их собственной активности.

В реальной педагогической практике учитываются так же и частные принципы, например, принципы отбора содержания педагогического процесса и принципы организации педагогического процесса. Ими педагог руководствуется в повседневной педагогической деятельности. Назовем их и коротко охарактеризуем.

  • Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе) предполагает оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм педагогического процесса.
  • Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся. Реализация этого принципа обеспечивает формирование отношений воспитанников к окружающей действительности: природной и социальной среде, деятельности людей, различным культурными ценностями и т.п. В конечном счете данный принцип направлен на формирование собственной жизненной позиции человека. Это требование реализуется, если в процессе обучения теоретический материал сочетается с различными видами практических занятий; учитель опирается на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.
  • Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Данный принцип нацеливает педагога стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения. Это выражается в том, что учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствует осмысленному и сознательному

усвоению ими учебного материала.

  • Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Выполняя этот принцип, педагог исходит их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения к ней.
  • Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является современной трактовкой утверждения А.С. Макаренко о том, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
  • Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Содержание учебного материала включает фундаментальные вопросы основ наук. Принцип нацеливает педагога на ознакомление школьников с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы.
  • Принцип гражданственности отражает социальные аспекты образования, необходимость формирования гражданского самосознания, патриотизма, национальных ценностей. Данный принцип выражается и в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.
  • Принцип наглядности выражает требование применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся.
  • Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании. Реализуется в педагогических воздействиях семьи и всех учреждений системы образования; всех педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; в разнообразных учебных и воспитательных программах; осуществляется между различными ступенями образования (начальной, базовой, средней, высшей школой). В частности, этот принцип предписывает учителю использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала. Кроме того, реализация принципа обеспечивает систематические знания, умения и навыки по учебному предмету.
  • Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности. Осуществление данного принципа обеспечивает подготовку учащихся к восприятию учебного материала и изучение этого материала на высшем уровне их возможностей. Иначе говоря, этот принцип направлен на создание условий для развивающего обучения.
  • Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов предписывает так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования.

Все принципы педагогического процесса проявляются во взаимосвязи. Так, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности, принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога и т.п.

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. В каждой авторской педагогической системе формулируются авторские принципы педагогического процесса, но в них так или иначе отражаются общепризнанные (традиционные) принципы педагогического процесса, охарактеризованные выше.

Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы).

Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему».

Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Правила имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.

В концепциях воспитания также формулируются правила воспитания. Например, создатель концепции педагогической поддержки, известный педагог О.С. Газман советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

— Ребенок не является средством в достижении педагогических целей.

— Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

— Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.

— Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур!

— Самореализуйся в творческой самореализации ребенка.

— Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

— Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

— Доверяя – не проверяй.

— Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.

— Умей признать свою ошибку.

— Защищая ребенка, учи его защищаться.

Резюме

Проблема целеполагания одна из важнейших проблем педагогики. Под целью педагогического процесса понимают предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Понятия «цель» и «задача» педагогического процесса различаются масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и временными рамками.

Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Цели педагогического процесса имеют разноуровневый характер, так как задаются на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Первоначально они являются социальным заказом общества в виде идеала (эталона) личности, затем конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде общих и частных педагогических задач.

В настоящее время стратегической целью педагогического процесса в рамках общеобразовательной школы выступает формирование базовой культуры личности, структурными компонентами которой являютсягражданская культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности и др. Владение технологией целеполагания – важный показатель профессионального мастерства педагога.

Проблема закономерностей, принципов и правил педагогического процесса является одной из центральных в педагогике, хотя и не имеет однозначного решения. Однако современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе принципов педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса выражают общие тенденции развития и функционирования педагогических систем. Принципы педагогического процесса как наиболее общие требования к его организации и осуществлению реализуются через конкретные правила обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса имеют исторический характер. В авторских педагогических системах формулируются авторские принципы педагогического процесса, но они так или иначе взаимосвязаны с общепризнанными (традиционными) принципами педагогического процесса, прошедшими испытание временем.

Лекция 53: Целостность педагогического процесса и компоненты результата

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector