По выработке единой стратегии на этапе адаптации учащихся

На этапе адаптации детей в среднем звене школы необходимо учитывать множество различных факторов, но основополагающими являются, конечно, не все. Мы выделили следующие параметры:

1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности: соотношение уровня развития когнитивных процессов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения); индивидуальные особенности познавательной деятельности; умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность).

3. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе, восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, членами семьи, с педагогами; отношение к важнейшим видам деятельности в школе.

4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутрипланового взаимодействия.

Разрабатывая систему профилактики школьной дезадаптации, мы опираемся на эти параметры.

Стоит отметить, что не только дети испытывают трудности в этот период. По крайней мере, в тех школах, где принято, что педагог-предметник ведет класс до выпуска, а потом снова набирает пятиклассников, педагоги испытывают ряд сложностей.

Им приходится переключаться на работу с другой, возрастной группой и подстраиваться к новой системе требований как в вопросах самостоятельности, темпа деятельности, так и сформированности когнитивных функций. Говорить о таких сложностях не принято, так как для «профессионала» не должно существовать подобных проблем, хотя можно услышать: «Пятачки такие маленькие

Для нас представляется важным предоставить педагогам возможность говорить о трудностях, обсуждать способы решения. Мы видим ресурс как в том, что предлагаются варианты решения, так и в том, что учитель видит такие же проблемы у коллег, воспринимает ситуацию как «нормальную». Разговор об особенностях возраста, обращение к личным воспоминаниям помогают быстрее переключиться на работу с другой возрастной группой.

Цели деловой игры:

  • разработка единой педагогической стратегии поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене,
  • поддержка педагогов в работе с пятиклассниками на этапе адаптации школьников в среднем звене.

Задачи:

  • помочь педагогам осознать трудности, возникающие у детей на этапе адаптации;
  • дать педагогам возможность легализовать собственные профессиональные трудности, специфичные для рассматриваемого периода, найти ресурс для работы;
  • познакомить педагогов с особенностями конкретного класса, выделить сильные н слабые стороны данной группы учащихся;
  • разработать систему профилактики дезадаптации пятиклассников.

Длительность деловой игры — 1,5 часа.

Материалы: 2-3 листа ватмана, фломастеры, мяч или небольшая игрушка. Бумага и карандаши для работы в группах.

Этапы работы:

1.Погружение (3 мин.).

Задача — подготовить педагогов к работе.

— Добрый день. Вы все знаете, что мы сегодня собрались для того, чтобы выработать действия, которые помогут нашим пятиклассникам быстрее и легче адаптироваться в средней школе. По тому, как мы сели в круг, вы уже поняли, что консилиум будет проходить в форме тренинга, от всех потребуется включение.

2.Вводный (10 мин.).

Задача – актуализировать личные воспоминания педагогов, связанные с рассматриваемым этапом, повысить чувствительность к переживаниям и трудностям детей.

Мяч по кругу. Вспомните, пожалуйста, как вы перешли в пятый класс. Что для вас тогда было самым трудным? А может быть, наоборот, было какое-то яркое чувство, которое окрыляло вас, давало надежды?

Если нет личных воспоминаний, то можно вспомнить переживания близких детей.

Фиксируется список особенностей пятиклассников.

3.Трудности педагогов (10 мин.)

Задача: обозначить сложности, с которыми могут сталкиваться педагоги и дети.

— Мы вспомнили, что переживают дети, поступая в пятый класс.

Но и учителю тоже не всегда просто с. пятиклассниками. Я прошу вас сказать, что для вас самое сложное в работе с пятиклассниками.

Пишется список.

Обозначение специфики класса (I5 мин.).

Этот этап проводится, если подготовлены диагностические материалы по конкретному классу. Если нет данных обследования, то составляется «сводный» портрет пятиклассника на основе данных, собранных на втором этапе, с добавлением информации об особенностях возраста.

— Мы выделили общие сложности в работе с детьми, но сейчас получаем конкретных детей, с конкретными особенностями.

Нам о них расскажет учитель, выпускающий 4-й класс (может рассказывать психолог, проводивший заключительное тестирование в четвертом классе).

С учителями обсуждается полученная информация, на лист ватмана выписываются сильные и слабые стороны

— У нас есть список трудностей, с которыми сталкиваются учителя, есть характеристика класса.

Какими действиями педагогов можно снизить предполагаемые трудности? На какие качества учеников вы можете опиратъся?

4.Работа в малых группах.(15-20 мин. + 10 на общий список).

Задача: разработка согласованной педагогической стратегии.

Учителя разбиваются на группы, и каждая группа работает над одним пунктом из списка трудностей. Бели пунктов слишком много, то их стоит группировать (3-5 рабочих групп).

B общий круг сообщаются результаты работы групп, вносятся добавления.

5.Единые требования (15 мин.).

Задача: разработать единую систему требований, предъявляемых детям.

— Мы разработали систему решения наиболее часто встречающихся трудностей.

  • А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы: Где и каким образом надо записывать число и вид работы в тетради?
  • Сколько клеток и строк пропускать между работами в тетради?
  • Нужно ли учителям, не преподающим русский язык, исправлять ошибки и снижать за это оценки?
  • Может ли ребенок подойти во время вашего урока к другому ученику?
  • Что делают дежурные?
  • Как учащиеся выражают свое отношение к ответу одноклассника?

Как ребенку справиться с разными требованиями, когда он привык к единой системе? Как вы думаете, что он испытывает в подобной ситуации? Что можно для этого (помощь в ситуации тревоги, растерянности) сделать? Как он узнает о ваших требованиях?

На доске пишется список требований в режиме «мозгового штурма». У педагогов спрашивают, готовы ли они придерживаться этих требований, уточняется, каков срок действия этого списка.

Результаты обсуждения вносятся в памятку для педагогов, Психолог готовит материал и передает памятку участникам тренинга до начала учебного года (см. приложение).

6.Обратная связь (5 мин.).

— Скажите, насколько полезна для вас эта работа. С каким настроением вы уходите?

Решение педагогического коллектива по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года

ПРИЛОЖЕНИЕ

Адаптация мигрантов Стратегия национальной политики

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector