О свободе как о силе

Свобода (импульсивность?). Редчайшее качество актера, совершенно не свойственное волевым и интеллектуальным типам.

Заключается оно в том, что человек безраздельно отдается тому, о чем он говорит. Человека нет, есть только объекты, о которых он думает или которые видит.

Реакция получается совершенно непроизвольной и полной до конца. И в момент реакции нет и не может быть никакого самонаблюдения.

Непроизвольность, полное забвение себя, даже отсутствие себя (причем реакция протекает остро и бесконтрольно, без тормозов) — вот о чем речь.

Это — качество. И его надо развивать всеми силами.

Начальный, исходный пункт — отдача непроизвольным реакциям. Полное «отсутствие головы».

Может быть, дело в «фактах»?

Нет. Факт хорошая вещь, но на один и тот же факт я буду реагировать совсем по-разному, в зависимости от состояния и от легкой воспламенимости аппарата.

Есть тугоподвижность и есть легкоподвижность аппарата и темперамента.

Как развить ее?

«Дурак». «Без головы»

До сих пор я советовал для освобождения от рассудочности «выбрасывать голову за окно» и воспринимать все и действовать «без головы».

Или другой прием — спрашивать себя: «достаточно ли я идиот?» Мало, не достаточно! Надо еще! Больше!

Эти приемы давали хорошие результаты. Но появляются еще и новые мысли.

Что такое глупость? Когда она у нас бывает? Да очень часто. Чаще, чем мы думаем.

Как только мы живем под влиянием эмоции, так — непременно, и дурак.

Мы опечалены, и нам все кажется в мрачном свете — ну и дурак, — того, что есть, не видишь, а выдумал свое, чего и нет вовсе.

Мы веселы, и самый мерзкий осенний день нам кажется красивым и приятным. Ну, и опять дурак. Опять видишь то, чего нет.

Отдача ощущениям и эмоциям — вот наш постоянный и естественный ход в глупость. Правда, эта «глупость» в искусстве превращается в высшую мудрость. А «мудрость века сего» оказывается безумием и скудостью.

«Бряканье» после «отпускания» тоже есть прием, обходящий наш рассудок и, значит, — путь к «дураку».

К тренингу

Сядь и будь дураком. Встань, не рассуждая, дураком. Сядь. Пойди к окну и т. п. элементарные физические движения и действия, а на сложном споткнешься.

Когда налажена дурацкая послушность (только не вялая): сядь и будь дураком. Встань и делай то, на что зовет.

Ученик начинает делать, а ему надо чаще напоминать: будь дураком, будь дураком!

Много подряд действий с сохранением нужного состояния ему сделать не удастся, и не надо. Одно, два, три, и это уже много. Переход же на целые импровизации более чем опасен.

Дуракам — счастье. Когда я думаю о таланте, то в это состояние: талантливо — входит как неотъемлемая часть — счастливостьи вот поискать, что за состояние — счастливость. Это будет что-то вроде «дурака в творчестве», а то ведь может быть просто дурак — очень скучный и бесплодный.

Наш Иванушка-Дурачок— очень счастлив. Это одно из отличительных его качеств.

Брать!

Мы в жизни берем все время, и не брать не можем, но так ли берем, чтобы то, мимо чего мы проходим или на что смотрим во всем объеме, во всей полноте успело дойти, спуститься до самой нашей глубины?

Посмотрите, как берет ребенок от каждого нового предмета!.. Но постепенно приходит рассеянность, нас уже ничем не удивишь, и мы смотрим на все бегло, сквозь пальцы, только оглядываем.

Новое изобретение? А, интересно, — и мимо. Великий человек? Это который? Этот? Да, интересное лицо, похож на Ивана Павловича. Война?! Черт возьми, только бы меня не задело. И т. д.

И все мимо, мимо, и мимо, поскорее мимо!

А ну-ка теперь, после приобретения такой привычки к поверхностности, попробуй «взять», как брал раньше, ребенком, как брали сохранившие свою «наивность», свой темперамент Пушкин, Мочалов и другие, — оказывается, и аппарат не берет, скользит по верху, и какие-то палки попадают в колеса (очевидно, благодатная самозащита), если бы что мог взять, так что-то во мне тормозится и брать мешает.

Постепенное возрождение этой способности вижу только через упражнения во вдыхании объектов, сначала в голову, а потом и глубже.

Надо брать, брать! Тогда будет что отдавать. Научиться брать.

1. Брать сейчас, чтобы отдать сейчас.

2. Брать сейчас и куда-то спровадить, погрузить в себя (образ, объект, мысль), чтобы иметь материал для отдачи потом, когда нужно.

Вахтанговская теория о бессознательном восприятии материала (Допускание)

«Задача» — есть последствие допущенных предлагаемых обстоятельств. Задача — есть уже проявление.

Причина — допущенный в душу материал. Значит, главное — иметь материал, все остальное — реакция, рефлекс.

Для приобретения материала самый лучший способ — допускание .Это есть приобретение, во-первых, бессозна-

тельное, во-вторых, материал находится (ин стату насцен-ди). И, значит, обладает чудесной, волшебной силой.

Материал может быть таким же образом (бессознательно) вложен в гипнотическом состоянии (Даль и Макбет).

И художник, и не художник воспроизводят то, что они видят. Главная разница в том, что они видят разное.

Видеть прекрасное — это, может быть, основной стимул, заставляющий накапливать в душе активный материал, который будет сам проситься на волю.

Второе. Быть искренним при восприятии. Видеть искренно и думать о том, что видишь искренно — тогда и скажется искренно, т. е. единственно и с темпераментом.

К общению или восприятию (к видению и слышанию) — фотографическое выражение «в фокусе», «не в фокусе». Видишь, но «не в фокусе».

Екатерина Гудым –

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector