Младшего школьного возраста

Чтобы более подробно разглядеть особенности воспитания коммуникативных умений младших школьников, нужно дать психолого-педагогическую чёрта данного возраста.

Младший школьный возраст – возраст 6 (7) – 10-летних детей, обучающихся в I — III (IV) классах современной начальной школы [37, с. 430].

В современной периодизации психологического развития данный возраст охватывает период от 6-7 до 9-10 лет.

Это вершина детства. В этом возрасте происходит смена стиля и образа судьбы: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он получает не только умения и новые знания, но и определенный социальный статус. Изменяется восприятие собственного места в совокупности взаимоотношений. Изменяются интересы, ценности ребенка, целый его уклад судьбы. С физиологической точки зрения – это время физического роста, в то время, когда дети скоро тянутся вверх, отмечается дисгармония в физическом развитии, оно опережает жадно-психологическое развитие ребенка, что отражается на временном ослаблении нервной совокупности [1, c. 32].

Начало обучения в школе ведет к коренному трансформации социальной обстановке развития ребенка. Школьное обучение отличается не только особенной социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью взаимоотношений со оценками и взрослыми образцами, следованием правил, неспециализированных для всех, приобретением научных понятий (10, с. 258). В следствии учебной деятельности появляются психологические новообразования: произвольность психологических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний замысел действий (планирование в уме, умение разбирать). Ребенок сейчас – «публичный» субъект и имеет социально значимые обязанности, исполнение которых приобретает публичную оценку. Вся совокупность жизненных взаимоотношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, как удачно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте делается учебная деятельность.Она определяет наиболее значимые трансформации, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психотерапевтические новообразования, характеризующие важнейшие успехи в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, снабжающим развитие на следующем возрастном этапе [10, c.84].

Младший школьный возраст есть периодом качественного преобразования и интенсивного развития познавательных процессов: они начинают покупать опосредствованный темперамент и становятся осознанными и произвольными. Ребенок неспешно овладевает собственными психологическими процессами, обучается руководить вниманием, памятью, мышлением и т. д. Утеря непосредственности — привнесение в поступки интеллектуального момента, что вклинивается между непосредственным поступком и переживанием, что есть прямой противоположностью наивному и яркому действию, характерному ребенку. Переживания покупают суть.

«Память в этом возрасте делается мыслящей, а восприятие –думающим» (44, c. 39).

Усвоение в ходе учебной деятельности баз мышления и теоретического сознания ведет к развитию и возникновению таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний замысел действий. В это время как следует изменяется свойство к произвольной регуляции поведения. «Потеря детской непосредственности» – новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что разрешает ребенку функционировать не конкретно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, способами и правилами поведения (17, с. 18).

в течении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип взаимоотношений с окружающими. Абсолютный авторитет взрослого неспешно теряется, все большее значение для ребенка начинают покупать сверстники, возрастает роль детского сообщества [8, c. 89].

Школьный возраст, как и все возрасты, раскрывается критическим, либо переломным периодом, что был обрисован в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Это переходная ступень в возрасте – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок весьма быстро изменяется и делается более тяжёлым в воспитательном отношении, чем прежде.

Так, младший школьный возраст – это период хороших преобразований и изменений.

Учебная деятельность делается ведущей деятельностью. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Четко виден социальный суть учения (отношение мелких школьников к отметкам). Мотивация успехи делается главной. Происходит смена референтной группы, распорядка дня. Укрепляется новая внутренняя позиция. Изменяется совокупность взаимоотношений ребенка с окружающими [16, c. 229].

Центральные новообразования возраста – как следует новый уровень развития деятельности и произвольной регуляции поведения; рефлексия, анализ, внутренний замысел действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.

Младший школьный возраст есть сензитивным для создания мотивов учения, развития устойчивых познавательных интересов и потребностей; развития продуктивных навыков и приёмов учебной работы, умений обучаться; раскрытия личных способностей и особенностей; развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоение социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Общение младших школьников, как и любой возрастной группы, имеет собственные особенности и есть ответственным нюансом развития личности. Общение в школьном возрасте – это социальная форма сотрудничества, при помощи которой школьники обмениваются чувствами и мыслями, мотивами и действиями при помощи знаковых, например, языковых средств, наряду с этим цель общения – согласие, и согласование совместной деятельности [8, c. 39-59].

В младших классах ведущим делается общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Это связано с трансформацией социальной роли ребенка в обществе. С началом учебной деятельности у ребенка изменяется темперамент мышления, его внимание и память, он получает в обществе новое положение: сейчас это человек, занятый ответственной работой, которая оценивается обществом. В данной связи он начинает по-второму принимать себя и других, изменяется и роль общения в жизни школьника. Возрастает потребность в эмоциональной помощи сверстников, которая не редкость столь громадна, что дети не всегда задумываются о принципиальных базах этих взаимоотношений. Из этого случаи «фальшивого товарищества», «круговой поруки». По собственной направленности в этом возрасте все дети являются индивидуалистами и только неспешно, со временем, у них начинает формироваться коллективная направленность.

Коммуникативная культура младших школьников со сверстниками имеет кроме этого последовательность значительных изюминок, как следует отличающих их от общения со взрослыми [24, c. 188].

самая важная отличительная черта пребывает в громадном разнообразии коммуникативных действий и очень широком их диапазоне. В общении со сверстником возможно замечать множество обращений и действий, каковые фактически не видятся в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает собственную волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Как раз в общении с другими детьми в первый раз появляются такие сложные формы поведения, как притворство, рвение сделать вид, выразить обиду, фантазирование.

Следующая черта общения сверстников содержится в его очень яркой эмоциональной насыщенности. Действия, направленные сверстнику, характеризуют намного более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего школьника отмечается в 9 — 10 раза больше экспрессивно-мимических проявлений, высказывающих самые разные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной эйфории, от сочувствия и нежности до бешенства. Наряду с этим преобладают действенные умения, риторические умения, умение вести диалог, умение слушать и слышать, вести спор, умение подниматься на точку зрения другого, умение трудиться сообща с целью достижения неспециализированной цели [24, с. 232].

Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник делается более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая высказывает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру существенно выше в сфере сотрудничества со сверстником, чем со взрослым. Своеобразная изюминка контактов младших школьников содержится в их нестандартности и не регламентированности (применение самых движений и неожиданных действий, которым характерна особенная раскованность, ненормированность, незаданность каким-либо примерам); преобладание инициативных действий над ответными [24, с. 234].

Последняя из названных изюминок особенно ярко проявляется в неосуществимости продолжить и развить диалог, что распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника самый принципиально важно его собственное воздействие либо высказывание, а инициативу сверстника как правило он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают приблизительно в 2 раза чаще. Такая несогласованность коммуникативных действий довольно часто порождает конфликты, протесты, обиды среди младших школьников. Перечисленные изюминки общения детей младшего школьного возраста со сверстниками отражают специфику распрей среди школьников.

Младший школьник – это человек, что лишь начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя различные стили коммуникации, обучается защищать свою точку зрения, собственную свой мнение и автономность в настоящих отношениях [7, c. 85].

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке обращение должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, ясной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Как раз в школе, без эмоциональной помощи со стороны своих родителей о том, что направляться сообщить в той либо другой ситуации, ребенок должен брать на себя ответственность за собственную обращение и верно ее организовывать, дабы установить отношения с сверстниками и учителем. Общение делается особенной школой социальных взаимоотношений. Ребенок до тех пор пока бессознательно открывает для себя существование различных стилей общения. Кроме этого бессознательно он пробует эти стили, исходя из собственных собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. В условиях независимого общения ребенок открывает для себя разнообразные стили вероятного построения взаимоотношений. (Приложение 1 «Типы поведения в ситуации фрустрированного общения») [22, c. 32].

В младшем школьном возрасте ребенку приходится пройти все перипетии взаимоотношений, в первую очередь со сверстником. Тут в обстановках формального равенства сталкиваются дети с различной природной энергетикой, с различной культурой речевого и эмоционального общения, с различной волей и хорошим эмоцией личности. Все многообразие составляющих межличностного общения наряду с этим ложится на каждого ребенка с силой подлинных реалий социального сотрудничества людей. Начальная школа вводит прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в обстановку, где в настоящих отношениях направляться обучиться отстаивать собственные позиции, собственный вывод, собственный право на автономность – собственный право быть равноправным в общении с другими людьми. Как раз темперамент речевого и экспрессивного общения определяет степень свободы и меру самостоятельности ребенка среди вторых людей.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую совокупность, в которой дети смогут быть участниками объединений, различных по длительности и характеру существования. Ключевую роль играется темперамент взаимоотношений, каковые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через исполнителей и положение руководителей, формируя умения руководить товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, взаимоотношений.

Особенное место в упрочнении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, разрешающих организовать деятельность детей в маленьких группах, которым поручается исполнение краткосрочных дел. Психотерапевтическое своеобразие этих групп пребывает в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем в большинстве случаев всего пара детей, всегда находится под действием публичного мнения товарищей и не имеет возможности уклониться от принятых норм поведения. Помимо этого, детям легче осуществлять независимое управление маленьким числом сверстников. Сотрудничество сверстников становятся всё более сложным во время начальной школы. Не только совместные формы сложной имитационной игры становятся всё более распространёнными, но к возрасту от 6 до 10 лет дети всё охотнее участвуют в играх, подчиняющихся формальному комплекту правил [10, c. 110].

Вторым очень примечательным направлением, в котором изменяются сотрудничества сверстников в течение среднего детского возраста, есть более нередкое происхождение контактов детей от 6 до 10 лет, в настоящих группах сверстников. В то время, когда психологи говорят о группах сверстников, они имеют в виду не только группу товарищей по игре, но, скорее, настоящий альянс, что взаимодействует на систематической базе; определяют чувство принадлежности; формирует личные нормы, обрисовывающие то, как участникам группы направляться наряжаться, думать и поступать; развивает структуру иерархической организации (к примеру, такие роли, как фаворит), разрешающую участникам группы работать совместно с целью достижения неспециализированных целей [11, c. 99].

Помимо этого, дети младшего школьного возраста сейчас отчётливо идентифицируют себя с группами. Исходя из этого уже в 6-10 лет самоё влиятельным социальным контекстом для ребёнка становятся группы сверстников, каковые открывают сокровище командной работы, развивают лояльности и чувство обязательств по отношению к неспециализированным задачам и воображают ряд других серьёзных уроков того, как получать собственных целей путём социального сотрудничества.

В школьные годы круг друзей ребёнка расширяется, а индивидуальные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на как следует более большой уровень, поскольку дети начинают лучше осознавать мотивы поступков сверстников, что содействует установлению хороших взаимоотношений с ними.

В большинстве случаев, девочки и мальчики в первые годы школьного обучения воображают две свободные подструктуры, а все межличностные отношения выстраиваются на эмоциональной базе, но к моменту окончания начального звена все эмоциональные связи, в большинстве случаев, уже подкрепляются собственной нравственной оценкой каждого одноклассника, дети начинают глубже осознавать разные качества личности. Происходит качественная переоценка межличностных взаимоотношений, и их осознания [11, c. 99].

С началом учебной деятельности общение ребенка делается более целенаправленным благодаря постоянному и активному действию, с одной стороны, учителя, иначе, одноклассников. Другими словами, особенность общения младших школьников–существование лишь двух сфер социальных взаимоотношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети».

В таковой сфере, как «ребенок – взрослый», появляются новые отношения – «ребенок – преподаватель». Причем, как раз преподаватель делается для младшего школьника фигурой, которая определяет его психотерапевтическое состояние в классе, а также в общении с товарищами. Лишь преподаватель формирует условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в совокупности социального пространства – обязанностей и прав. Обучающиеся только принимают то, как преподаватель оценивает того либо иного ребенка в качестве основной характеристики его личностных качеств, исходя из этого отношение детей к тому либо иному однокласснику определяется отношением к нему учителя. Более того, влияние преподавателя распространяется и на отношения в семье, центром которой сейчас делается учебная деятельность ребенка, его отношения с одноклассниками и учителем. Классическое общение в семье сейчас включает все события школьной судьбе ребенка.

Целью общения педагогов с детьми есть развитие ребёнка. Эта цель в большинстве случаев достигается в совместной деятельностью педагога с ребёнком. Образовательный процесс довольно часто строится на активных действиях детей и педагогов как субъектов общения, и их общение делается центром сотрудничества [16, c. 80].

В общении с ребёнком педагог выступает не просто человеком, что может общаться. Компетентность вместе с ребёнком – одно из главных составляющих его профессионализма, потому, что как раз в общении происходит развитие ребёнка. От того, как выстроен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. уровень и направление развития ребёнка. Исходя из этого педагог сооружает сотрудничество с ребёнком, учитывая как неспециализированные законы хорошего общения, так и главные закономерности развития ребёнка.

Человек, компетентный в общении, в первую очередь, устанавливает определённую воздух общения, которая оказывает помощь его партнёру ощущать себя вольно и комфортно.

Ребёнок по собственной природе постоянно хочет что-то определить, и это на первый взгляд делает процесс общения с ним более легким с позиций выбора предмета. Но законы общения полностью действуют в этом случае: предлагая ребёнку тот либо другой предмет общения, нужно сделать так, дабы данный предмет был ему увлекателен.

Взаимоотношения в начале обучения во многом определяется преподавателем, идут через него, через организацию учебно-воспитательной работы детей.

отношения и Эмоциональные связи начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребёнка [11, c. 138].

На данный момент в педагогической среде огромное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции младших школьников – овладению ими разными коммуникативными навыками, формированию адекватных умений общения в новых для детей социальных структурах, обучение их ограничениям и культурным нормам в общении, этикету общения, соблюдений приличий. В соответствии с современным требованиям, на преподавателя ложится задача воспитать человека, компетентного, в первую очередь, в плане общения, потому, что на сегодня как раз компетентность, и грамотность в общении являются одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности. В случае если навыки общения отсутствуют, это делается обстоятельствами распрей в семье, как и в любом коллективе, где люди занимаются какой-либо совместной деятельностью. Залогом успеха Сейчас становятся коммуникативная активность, хорошая адаптированность к социальной действительности, способность и социальная компетентность действенно взаимодействовать с людьми и руководить разными процессами общения. Как раз исходя из этого в начальной школе одна из главных задач преподавателя – это воспитание не только образованной, разносторонне развитой личности, но и личности коммуникативно компетентной, владеющей навыками социального сотрудничества с многочисленной группой сверстников.

в течении младшего школьного возраста изменяются изюминке общения детей: изменяются содержание, потребности, средства и мотивы общения. Эти трансформации смогут протекать медлено, неспешно, но в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы [24, с.156].

Первый перелом проявляется в резком возрастании значимости вторых младших школьников (предпочтение общества вторых младших школьников взрослому либо одиночной игре). Второй перелом снаружи выражен менее четко, но он не меньше ответствен и связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с происхождением более устойчивых и глубоких взаимоотношений между детьми.

Так, младший школьный возраст представляет собой один из самые важных и важных периодов в жизни ребенка, в ходе его развития происходит изменение всех психологических процессов, каковые, со своей стороны, коренным образом изменяют личность ребенка. При воспитании коммуникативных умений младших школьников нужно учитывать психолого-педагогические изюминки детей младшего школьного возраста.

Видеоурок: Развитие внимания у детей младшего школьного возраста, часть 1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector