Мифологическое мировоззрение

Мировоззрение находит собственное выражение как в сознании отдельного человека (личное сознание), так и в сознании громадных весов людей (публичное сознание).

Характеризуя общечеловеческие типы мировоззрения, в качестве главных, возможно выделить следующие: мифологическое, религиозное, философское.

Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение ( от греч. «мифос» — сказание, предание, повествование ). Мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку ответить на вопросы о происхождении человека и мира, о том, как устроен мир, и каковы обстоятельства происхождения тех либо иных явлений.

Первобытный человек, не умея отобразить объективное содержание мира в разумных формах, начинает фантазировать, обращаясь к представлениям средствам – и вспомогательным образам. В мифологии действительность осваивается эмоционально; мир не понимается, а воображается. Из этого основная изюминка мифологического сознания: его образность, рвение к отражению мира не в строгих понятиях, а при помощи художественных образов. Основная функция мифа не повествование о прошлом, а время от времени и о будущем, а обоснование существующих в обществе и природе миропорядка, и, как следствие, регулирование сложившихся взаимоотношений, закрепление принятых норм, принципов и ценностей, сохранение традиций и обычаев

Следующей чертой мифологического мировоззрения есть его антропоморфность (от греч. «антропос» — человек и «морфе» — форма) таковой метод мировосприятия, в соответствии с которому предметы природы, небесные тела, мифические существа и животные наделяются психологическими особенностями а также видом человека. Тем самым, всё то, что окружало человека раньше, как чёрная, непонятная пропасть оживлялось, одухотворялось, становилось родным и понятным.

Второй ответственной чертой мифологического мировоззрения выясняется его целостность, т.е. слитность и нерасчлененностью входящих в него компонентов. В него входили элементы верных знаний, вымысел, фантазия, религии и элементы искусства; всё это причудливым образом переплеталось, создавая картину мира.

Для мифологии характерен кроме этого символизм. Конкретные предметы, не теряя собственной конкретности, становятся символами вторых явлений и предметов и могут их символически заменять.

Так, возможно сделать следующий вывод.

Мифологическое мировоззрение – это самая старая форма мировоззрения, которая характеризуется символическим, фантастически-образным, целостным понятием о природе, обществе, человеке.

В чём назначение мифологического мировоззрения? При поверхностном знакомстве с ним время от времени может показаться, что всё это безлюдные выдумки, фантазии. Это не совсем правильно. Вот что писал З.Фрейд: « С судьбой и безличными силами не вступишь в контакт, они всегда остаются чуждыми нам. Но…в случае если везде в природе тебя окружают существа, знакомые тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегчённо вздыхаешь, ощущаешь себя как дома». Так, мифология делала две ответственные функции: 1) психотерапевтическая адаптация человека к миру, спасение от чувства и страха слабости; 2) попытка влиять на мир, поменять его, вынудить его помогать себе.

Эта вторая функция мифологии реализовалась в магии(от греч. «магейа» — чародейство, колдовство). Волшебство – это практическая часть мифологии, совокупность действий, обрядов, манипуляций с предметами веществами, заклинаний. Это метод действия на человека и природу через применение не явлений свойств и объективных предметов, а их связи со скрытыми духовными силами.

Любая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, с настоящим господством над этими силами природы писал К.С. Маркс. Но историческая реальность была сложнее данной несложной схемы. Миф продолжает сейчас существовать в отечественных обыденных представлениях, в религиозном восприятии мира, в современных утопиях и идеологиях. На смену старому мифу приходит более поздняя рационализированная его форма.Так илииначе, и сейчас, в отыскивании жизненной ориентации, в век невиданного научного прогресса, люди продолжают прибегать к помощи мифа.

Основной источник мифотворчества: разочарование, утрата убеждений, сокровищ, совершенств основанных на рациональном освоении мира, неверие в личные силы, чувство несвободы, зависимости от общества и природы, в враждебности окружающего и ощущениях бессмысленности мира.

Миф стал выразителем неосознанных ожиданий и стремлений громадных весов людей, средством социальной ориентации толпы. Он сознательно распространяется в обществе для достижения тех либо иных целей, и делается средством манипуляции массовым сознанием. Появляется социальная мифология, по отношению к которой нужно производить иммунитет.

Так, зародившись в глубокой древности, мифологическое мировоззрение существует и по сей день, поскольку сохраняется потребность человека, породившая миф: отыскать себя в чуждом и враждебном мире, сделать его понятным и предсказуемым.

Мифологическое сознание

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector