Методы обучения и их применение на практических занятиях по дисциплине.
Методы, направленные на первичное овладение знаниями: информационно-развивающие и проблемно-поисковые.
Информационно-развивающие методы рекомендуется применять на практических занятиях по дисциплине для передачи информации в готовом виде. Обучающими приемами данной группы методов являются: объяснения, демонстрации, слушание аудиозаписей, просмотр видео, использование Интернет-ресурсов.
Для самостоятельной работы на ПЗ рекомендуются такие информационно-развивающие методы как: работа с обучающей программой, работа с информационными базами данных (использование информационных технологий).
1.2 Проблемно-поисковые методы являются активными методами обучения, формируют познавательную мотивацию и логическое мышление, необходимые для решения нестандартных задач. Для активизации и интенсификаци учебного процесса по дисциплине наиболее эффективными являются проблемный метод, метод учебных дискуссий, метод мозгового штурма, исследовательский метод.
1.2.1Проблемный метод.
Конструирование проблемных ситуаций и их применение на ПЗ представляется ценным для овладения материалом, когда имеется возможность разграничить известное и неизвестное и наметить пути решения проблемы.
Перечень тем, подходящих для проблемного изложения: история предмета изучаемой научной дисциплины, гипотезы и решения, новые в данной науке.
В основе проблемного метода лежит проблемная ситуация,заключающая противоречия, характерные для познавательного процесса. Возможно использование следующих проблемных ситуаций:
§ Противоречия между школьными знаниями и новыми для студента фактами, разрушающими привычную теорию.
§ Многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов.
§ Практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования
Шаги по решению проблемной ситуации на ПЗ: проблемная ситуация —проблемная задача—-модель поисков решения——решение.
Условия успешности решения проблемы: мотивация и интерес, рациональное соотношение известного и неизвестного, значимость информации для студента.
1.2.2 Учебная дискуссия.Рекомендуется для использования на ПЗ, когда необходимо решить наиболее актуальные проблемы дисциплины. Рекомендуется проводить в форме круглого стола:обеспечивается коллективная форма сотрудничества и взаимопомощи, заинтересованность в достижении общей цели, студент занимает активную позицию, обеспечивается общение в режиме диалога.
1.2.3 Мозговой штурм. Наиболее продуктивен для решения новой задачи, эффективный путь активизации коллективной творческой деятельности. Рекомендуется использовать хотя бы один раз в процессе изучения дисциплины. В ходе ПЗ необходимо соблюдать правила мозгового штурма: запрет на критику идей во время генерирования идей, поощрение оригинальных идей, а также технологию его проведения.
Рекомендуемая технология проведения штурма:
- Формирование условий задачи
- Генерирование идей в группах
- Экспертиза и отбор идей, оценка идей по 10-балльной системе
- Попытки повторного решения ряда идей
- Подведение итогов
Разновидность мозгового штурма – письменный мозговой штурм
1.2.4 Исследовательский метод.Студенты самостоятельно, но под наблюдением преподавателя исследуют поставленную проблему, находят пути ее решения. Формы работы: малая группа, парная, индивидуальная. Необходимые средства обучения: раздаточные материалы, справочники, наглядные пособия, ТСО. Рекомендуется применять в мультимедийном классе.
Методы, направленные на совершенствование знаний, формирование умений и навыков: репродуктивные, творчески-репродуктивные
2.1.Репродуктивные методы обучениярекомендуется использовать на ПЗ по дисциплине во всех разделах курса, когда необходимы усвоение фактических знаний и выработка автоматизированных навыков. Приемами репродукции являются пересказ, выполнение заданий по образцу или по инструкции, упражнения на тренажерах.
2.2. Творчески – репродуктивные методы обученияпобуждают студентов к активности, вызывают профессиональный интерес, состязательность, эмоциональное воздействие, развивают творческое мышление.
Рекомендуемые методы для изучения дисциплины: анализ конкретных ситуаций (кейс-стади) или разбор инцидентов и событий, презентация темы/проблемы в режиме круглого стола в устной или письменной форме, например, реферат),электронное обучение, ролевая и деловая игры.
2.2.1. Кейс – стади (case – study) – анализ конкретных ситуаций. Рекомендуется применять на ПЗ при изучении темы «Моделирование процесса загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий».
При использовании метода необходимо соблюдать следующие шаги: презентация ситуации, подлежащей разбору; разработка малой группой вариантов решения ситуации, публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации, подведение итогов и оценка результатов занятия.
При поборе ситуаций преподавателю следует ориентироваться на следующие виды ситуаций.
§ Ситуация- проблема. Учебная задача – найти решение или прийти к выводу о его невозможности
§ Ситуация–оценка описывает положение, выход из которого найден. Учебная задача – провести критический анализ, дать мотивированное заключение по поводу решения
§ Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения. Учебная задача – оценить ситуацию, провести анализ решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
§ Ситуация-упреждение описывает принятые решения. Учебная задача -анализ решений на основе полученных теоретических знаний.
2.2.2. Презентация темы/проблемы в режиме круглого стола. (См. 1.2.2.).Отличие от 1.2.2 заключается в том, что делается презентация уже изученного материала, которая сопровождается дискуссией. Рекомендуется применять на заключительных семинарах или на коллоквиумах по дисциплине.
Семинар. Происходит от латинского «seminarium» — рассадник, посев знаний. В современной высшей школе семинар является одним из основных практических занятий по гуманитарным и техническим дисциплинам.
Коллоквиум. Происходит от латинского «разговор, беседа».Выполняет контрольно-обучающую функцию, может служить итоговым занятием курса.
Обязательственное право. Всеволод Байбак