Логические ошибки вопроса

Логические неточности при разработке вопросов допускаются частенько. Из всего многообразия и множества неточностей, видящихся в анкетах, выделим самые типичные.

В первую очередь отметим многочисленную группу неточностей, в то время, когда в анкете под видом одного вопроса задается пара (два-три и более) вопросов. Понимаете ли Вы, какие конкретно спортивные секции трудятся в спортивном комплексе и их расписание? По существу тут задано два вопроса: Какие конкретно спортивные секции трудятся? и Понимаете ли Вы расписание работы спортивных секций?

Задавая респонденту таковой сдвоенный вопрос, исследователь тем самым ставит его в достаточно тяжёлое положение, потому, что тот либо другой ответ, может соответствовать одному вопросу и не соответствовать второму. Он может знать, какие конкретно секции трудятся в спортивном комплексе, но не знает их расписание.

Тут смогут быть три варианта не верно выстроенного вопроса.

1. Наличие несоответствия. Любой ответ на дихотомический вопрос противоречит одному из подвопросов. Сообщите, прошу вас, любите ли Вы кататься на коньках и на лыжах? (варианты ответа: да, нет). Если он обожает кататься на коньках и не обожает кататься на лыжах, то любой ответ будет в обязательном порядке противоречить второму.

2. Отсутствие пояснительных альтернатив. Запрещено ответить ни да, ни нет, а требуется развернутый ответ. Сообщите, прошу вас, предпочитаете ли Вы ходить летом пешком на работу либо пользоваться каким-либо транспортом? Данный вопрос требует полного ответа: Летом я предпочитаю ходить на работу пешком.

Таким софистическим приемом пользовались еще в старом мире. Задавался вопрос: Прекратил ли ты бить собственного отца? (да, нет). В случае если ответить да, то получается, что ты бил собственного отца, в случае если нет, выходит, что и по сей день бьешь. Тут нужен развернутый ответ: Я ни при каких обстоятельствах не бил и не бью собственного отца.

3. Неполнота комплекта альтернатив. Ответы на вопрос с подвопросами фиксируют лишь какой-нибудь один из подвопросов. К примеру:

ЛЮБИТЕЛЕ ВЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ Либо ОТДЫХАТЬ В САНАТОРИИ На протяжении ОТПУСКА?

Я обожаю походы ………………………. ( )

Я обожаю экскурсии по городам……………………….. … ( )

Я обожаю путешествовать поездом……………………. ( )

В данном примере ответы практически относятся к первому подвопросу Любите ли Вы путешествовать…, а второй подвопрос остается без вариантов ответа.

Неточность множественности вопросов достаточно распространенна и позвана рвением исследователя снять как возможно больше информации в одном вопросе, что ведет к логическому нарушению, а следовательно и к неверно поставленному вопросу.

Многочисленную группу обычных неточностей в анкетах составляют подмены понятий.

Подмена понятий часто осуществляется в вопросах, в то время, когда социолог пробует соединить в единое понятие два вторых, родных по содержанию, и образовать новое понятие. В вопросе: Сообщите, прошу вас, что, по Вашему точке зрения, направляться поменять в работе медицинских и оздоровительных учреждений в городе? социолог пробовал объединить два понятия, родных по смыслу, медицинские и оздоровительные учреждения — в одно неспециализированное понятие учреждения, смотрящие за здоровьем человека. В вопросе Занимаетесь ли Вы спортом и физкультурой? кроме этого предпринята попытка соединить два родных понятия физкультура и спорт в единое понятие большей общности занятия оздоровительными физическими упражнениями. Изюминкой ответов на такие вопросы есть то, что утвердительный ответ (как и отрицательный) хотя бы на один подвопрос (я занимаюсь физкультурой, но не занимаюсь спортом) возможно распространен на целый вопрос.

Преимущество таких вопросов содержится в том, что они разрешают снимать более емкую данные, к примеру, не раздельно по занятиям спортом и физкультурой, а в целом, сходу по всему комплексу физических упражнений. Но применение способа объединения понятий оправдано лишь в том случае, если новое понятие уже знакомо опрашиваемым, а не только одному социологу.

Применять данный тип вопроса возможно так же и , если неспециализированное понятие будет намерено указано и дана его расшифровка. К примеру, Имеете ли Вы какие-либо (моральные, материальные) поощрения в текущем году?. Тут введено неспециализированное понятие поощрение и указано, что оно в себе содержит в этом случае лишь моральные и материальные поощрения. Данный вопрос не позовёт трудности у респондента, потому, что он будет ориентироваться обязательно на включенное в вопрос неспециализированное понятие.

Но нельзя сформулировать вопрос так: Имели ли Вы в текущем году моральные и материальные поощрения? (да, нет). При таковой формулировке оказался вопрос с двумя подвопросами без определения неспециализированного понятия. Респонденту придется либо самостоятельно выбирать какой-либо подвопрос, дабы отыскать ответ, либо самостоятельно выработать неспециализированное понятие и тем самым ответить сходу на два подвопроса и на вопрос в целом.

В вопросе Любите ли Вы проводить выходные дни за городом (в лесу либо на речке)? дается сперва неспециализированное понятие проводить выходные дни за городом, очень привычное практически всем опрощеных, и лишь позже вводится уточнение в лесу и на речке, это уточнение оказывает помощь отсечь другие вероятные места отдыха в выходные дни за городом.

И все-таки лучше такие вопросы не использовать. Они достаточно сложны для восприятия кроме того подготовленному человеку и громадна возможность взять неверные эти. В силу сложности определения нового понятия респонденты принимают предложенный вопрос как множественный, содержащий другие вопросы, со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями, о которых говорилось выше.

Подмена понятий происходит и благодаря неправильного либо неточного их потребления. За каждым классом, группой явлений публичной практикой закрепляется пара понятий, обрисовывающих эти явления. Одни из них бывают правильными, другие менее правильными, обрисовывающими явление примерно, отражающими не всего его значительные характеристики. Грамотно выстроить собственную обращение, в большой степени свидетельствует верно подбирать понятия, а для этого требуется громадная работа, хороший профессионализм и часто настоящее мастерство. Не забывайте, как у В. Маяковского: … единого слова для изводишь тонны словесной руды. В случае если исследователь желает, дабы респондент осознал его конкретно, он обязан совершенно верно подбирать понятия. Так к примеру, нельзя говорить и писать Правила пользования автобусом либо метро, правильнее Правила проезда. Пользоваться возможно лишь небольшими вещами, игрушками, авторучкой и пр.

В вопросе Как довольно часто Вы обращаетесь за помощью в медицинские и оздоровительные учреждения? (с альтернативами поликлиника, здравпункт, поликлиника, санаторий-профилакторий, учреждения отдыха) не совершенно верно употребляется понятие обращаться за помощью применительно к некоторым альтернативам. Обра-щаться за помощью возможно в поликлиники, здравпункты. Оно предполагает короткое, разовое посещение этих учреждений. Слова поликлиника, санаторий, учреждения отдыха требуют вторых понятий: Вы когда-нибудь лечились в поликлинике?, Вы когда-нибудь лечились в санатории?, Вы когда-нибудь отдыхали в доме отдыха?. Применять понятия нужно крайне осторожно и пристально.

Неправильное использование понятий может исказить суть вопроса. Так, в изучении по изучению быта рабочих и условий труда шахт в анкете был записан вопрос Воздействует ли режим отдыха и труда на уровень качества Вашей работы?. Социолог предполагал изучить, как существующий режим рабочих смен (дневные, вечерние, ночные) воздействует на уровень качества их труда. Та чехарда, которая была на шахте со сменами (в то время, когда шахтеры не знали в какую смену они будут трудиться через несколько дней), по предположению социолога должна была отрицательно сказываться на качестве и эффективности труда. Но, по итогам изучения, оказалось, что сменность не воздействует на уровень качества труда. Тщательный анализ противоречивого факта продемонстрировал, что рабочие осознали под режимом труда в вопросе чередование отдыха и работы в течение рабочей смены. Интерпретация понятийного образования режим отдыха и труда у шахтёров и социолога была разная.

К обычным неточностям определения и подмены понятий относятся неточности рассогласований понятий.

Дело в том, что любое понятие получает смысловое содержание лишь через второе, вернее, через другие понятия, содержание которых определенно, конкретно. В противном случае, если ни одно либо хотя бы одно из понятий не выяснено, либо, как говорят логики, не аксиоматично, нереально вывести содержание и третьего, искомого понятия. Так, комплект альтернатив имеется по существу понятийное описание вопроса, либо искомого понятия, потому что без описания вопрос теряет суть, повисает в воздухе. В случае если социолог не дает альтернатив, как в открытых вопросах, то респондент сам выбирает понятийное описание предлагаемого вопроса в рамках собственного концептуального понимания.

В практике разработки вопросов нередки случаи, в то время, когда комплект альтернатив не отвечает главному понятию, заложенному в вопросе, а обрисовывает по существу второе понятие, не заключенное либо частично заключенное в вопросе.

Фрагмент анкеты.

ВНОСИЛИ ЛИ ВЫ КАКИЕ-ЛИБО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО

УРЕГУЛИРОВАНИЮ РЕЖИМА ТРУД?

Неизменно выступаю на собраниях……………………. ( )

Писал(а) об этом в газету………………………………….. ( )

Считаю такие предложения ненужными…………. ( )

7 логических неточностей верующих

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector