Главные храбрецы
Евгений Онегин
Первый «лишний человек» в русской литературе | |
образование и Воспитание | Онегин был воспитан, обычное для того времени: «Служив отлично-благородно, Долгами жил его папа», «Monsieur l’Abbе, француз убогой, Чтобы не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой», «Что занимало весь день Его тоскующую лень, — Была наука страсти ласковой». Главный герой живет по законам и обычаям светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, бюст Наполеона и портрет Байрона в кабинете), он томится от пустоты светской судьбе, не находя использование своим силам |
Авторская оценка | «Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Создатель — приятель Евгения и одновременно с этим его творец, довольно часто именует храбреца «мой Онегин» |
Черты характера | Темперамент Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — главные черты «лишнего человека» |
Жизнь в деревне | «Ярем он барщины древней Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». «И в голос все решили так, Что он страшнейший чудак». «Все дружбу прекратили с ним». Онегин живет в деревне затворником, но дружит с семейством и Ленским Лариных |
Отношение к Татьяне | При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особенную душевную красоту, поэтический идеал: «“ Сообщи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И немногословна, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / В то время, когда б я был, как ты, поэт”». Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин быстро тронут был». Но супружеская жизнь храбрецу представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не желал. Он разъясняется с ней |
Дружба с Ленским | «Они сошлись. камень и Волна, / проза и Стихи, пламень и лёд / Не столь разны меж собой. / Вначале обоюдной разнотой / Они друг другу были неинтересны; / Позже понравились; позже / Съезжались любой сутки верхом, / И не так долго осталось ждать стали неразлучны». Онегин не прошел опробование дружбой. На именинах Татьяны, ощущая негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. направляться вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не имеет возможности пойти против «публичного мненья» и отменить дуэль, финалом которой делается смерть приятеля. Онегин уезжает в путешествие |
Любовь к Татьяне | В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, везде следует за Татьяной, принимается снова за чтение книг, испытывает настоящие эмоции. Но любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: будущее храбрецов малоизвестна |
Татьяна Ларина
«Дорогой идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, талантливая глубоко и преданно обожать | |
Черты характера | «Дика, печальна, немногословна, «Дитя сама, в толпе детей Как лань лесная боязлива, Играться и прыгать не желала Она в семье собственной родной И довольно часто весь день одна Казалась девочкой чужой». Сидела без звучно у окна». Ей близка природа. («Она обожала на балконе / Давать предупреждение зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Обожает просматривать романы, но не подвлиянием моды: «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни |
отец и Мать Татьяны | Ольги и Мать Татьяны, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но скоро привыкла к помещичьей судьбе, просматривала амурные романы, вела хозяйство и умело руководила мужем. Папа Татьяны, Дмитрий Ларин, обожал жену и во всем на нее надеялся. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Папа ничего не просматривал, матьбыла «от Ричардсона без ума». «И без того они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба». |
Любовь к Онегину | Татьяна испытывает искренние эмоции, но «В далеком прошлом сердечное томленье / Теснило ей младую грудь; / Душа ожидала… кого-нибудь». Она пишет письмо по законам литературы, но одновременно с этим уникально и зрело. Она предполагала два варианта развития собственной судьбы: радостный либо гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам судьбы. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая готовься и к “радостным встречам”, и к “смерти”, но не к переключению собственных эмоций в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин показал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). По окончании отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» либо «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир другой» |
Последнее объяснение с Онегиным | В последней главе Татьяна предстает изменившейся: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль собственную вошла! Как утеснительного сана Приемы не так долго осталось ждать приняла! Кто б смел искать девчонки ласковой В этот величавой, в этот небрежной Законодательнице зал?» Она так же, как и прежде обожает Онегина, но долг перед вторым человеком для нее серьёзнее личных эмоций: «Я вас обожаю (к чему лукавить?), Но я второму дана; Я буду век ему верна». В отповеди Татьяны большое количество несправедливых укоров Евгению, что испытывает не «небольшое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, перевоплотив жизнь в «маскарад», героиня не имеет возможности отказаться от этого. Она обязана быть верной мужу, исходя из этого ее «урок» Онегину обусловлен чувством и честностью нравственного долга |
Владимир Ленский
Юный парень, восторженно-мечтательный романтик | |
Черты характера, образование | «С душою прямо геттингенской, Красивый мужчина, в полном цвете лет, поэт и Поклонник Канта. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые грезы, Дух пылкий и достаточно необычный, Неизменно кудри и восторженную речь тёмные до плеч». Храбрец полон юношеской отваги, добропорядочных порывов. Выступает антиподом Онегина, но имеет с втором большое количество неспециализированного: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», отыскать смысл жизни и т. д. |
Отношение к любви | «Он верил, что душа родная Соединиться с ним обязана…», «Ах, он обожал, как в отечественные лета Уже не обожают; как одна Безумная душа поэта Еще обожать осуждена…». Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную |
Обращение поэта | «Он пел печаль и разлуку, И что-то, и туманну даль, И романтические розы…» «Он пел поблеклый жизни цвет Почти в осьмнадцать лет». Создатель с иронией относится к его речи и поэту, переполненной романтическими штампами и выделено тривиальными рифмами. Но это кроме этого авторская насмешка над всеми романтиками и над собственными ранними стихотворениями |
Создатель пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Но поэт умирает на дуэли |
Ольга Ларина
Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины | |
Черты характера | «Неизменно скромна, неизменно послушна, Неизменно как утро радостна, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Ухмылка, локоны льняные, Перемещения, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Заберите и отыщете правильно Ее портрет». Создатель с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и безлюдной. Она — противоположность собственной сестре. Это собственного рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов |
Онегин об Ольге | «В чертах у Ольги судьбы нет. Точь-в-семь дней в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». |
Будущее | Практически сразу после смерти Ленского Ольга выходит замуж |
стилистические особенности и Образ автора романа
Создатель присутствует в романе, разговаривает с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, яркого живого диалога: «Но следствия нежданной встречи Сейчас, милые приятели, Пересказать не в силах я; Мне должно по окончании продолжительной речи И погулять и отдохнуть: Докончу по окончании как-нибудь». |
Создатель то выходит на первый замысел, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать храбреца, то уходит на задний, обрисовывая роман храбрецов. Он выступает создателем книги: «Промчалось большое количество, большое количество дней С того времени, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися в первый раз мне — И даль свободного романа Я через волшебный кристалл Еще неясно различал». И одновременно с этим говорит о собственной дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, хороший мой друг…» |
Создатель комментирует события, думает о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был план и как он трансформировался), тем самым размывает границу между художественным текстом и жизнью |
Создатель отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», применяя разнообразие живой речи |
В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, подробностей из известного произведения другого автора) |
«Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не желал неисчерпаемость судьбы сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман) |
Роман как «энциклопедия русской судьбы»
«“Онегина” возможно назвать энциклопедией русской судьбы и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский). Пушкин многосторонне, объективно, емко и кратко продемонстрировал всю жизнь России, всю современную ему реальность |
Композиционная роль лирических отступлений
связанные с сюжетом | прямо не связанные с сюжетом |
Функции: — переход от одного повествовательного замысла к второму; — приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); — обращение к читателю, сообщение лирического и эпического замыслов повествования | |
Смогут складываться из одной строки («Как Дельвиг пьяный на пиру»), из нескольких строф (прощание с читателем) | |
Тематика: о дружбе, дамах, молодости, ирония над душевной ленью и завистью, споры о литературном языке и т. д. | |
Посредством лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «достаточно неинтересная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие серьёзную композиционную роль, легко, без эпитетов и традиционных метафор |
Composite Materials : Vacuum vs Pressure