Композиционная роль лирических отступлений

Главные храбрецы

Евгений Онегин

Первый «лишний человек» в русской литературе
образование и Воспитание Онегин был воспитан, обычное для того времени: «Служив отлично-благородно, Долгами жил его папа», «Monsieur l’Abbе, француз убогой, Чтобы не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой», «Что занимало весь день Его тоскующую лень, — Была наука страсти ласковой». Главный герой живет по законам и обычаям светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, бюст Наполеона и портрет Байрона в кабинете), он томится от пустоты светской судьбе, не находя использование своим силам
Авторская оценка «Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Создатель — приятель Евгения и одновременно с этим его творец, довольно часто именует храбреца «мой Онегин»
Черты характера Темперамент Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — главные черты «лишнего человека»
Жизнь в деревне «Ярем он барщины древней Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». «И в голос все решили так, Что он страшнейший чудак». «Все дружбу прекратили с ним». Онегин живет в деревне затворником, но дружит с семейством и Ленским Лариных
Отношение к Татьяне При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особенную душевную красоту, поэтический идеал: «“ Сообщи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И немногословна, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / В то время, когда б я был, как ты, поэт”». Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин быстро тронут был». Но супружеская жизнь храбрецу представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не желал. Он разъясняется с ней
Дружба с Ленским «Они сошлись. камень и Волна, / проза и Стихи, пламень и лёд / Не столь разны меж собой. / Вначале обоюдной разнотой / Они друг другу были неинтересны; / Позже понравились; позже / Съезжались любой сутки верхом, / И не так долго осталось ждать стали неразлучны». Онегин не прошел опробование дружбой. На именинах Татьяны, ощущая негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. направляться вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не имеет возможности пойти против «публичного мненья» и отменить дуэль, финалом которой делается смерть приятеля. Онегин уезжает в путешествие
Любовь к Татьяне В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, везде следует за Татьяной, принимается снова за чтение книг, испытывает настоящие эмоции. Но любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: будущее храбрецов малоизвестна

Татьяна Ларина

«Дорогой идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, талантливая глубоко и преданно обожать
Черты характера «Дика, печальна, немногословна, «Дитя сама, в толпе детей Как лань лесная боязлива, Играться и прыгать не желала Она в семье собственной родной И довольно часто весь день одна Казалась девочкой чужой». Сидела без звучно у окна». Ей близка природа. («Она обожала на балконе / Давать предупреждение зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Обожает просматривать романы, но не подвлиянием моды: «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни
отец и Мать Татьяны Ольги и Мать Татьяны, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но скоро привыкла к помещичьей судьбе, просматривала амурные романы, вела хозяйство и умело руководила мужем. Папа Татьяны, Дмитрий Ларин, обожал жену и во всем на нее надеялся. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Папа ничего не просматривал, матьбыла «от Ричардсона без ума». «И без того они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба».
Любовь к Онегину Татьяна испытывает искренние эмоции, но «В далеком прошлом сердечное томленье / Теснило ей младую грудь; / Душа ожидала… кого-нибудь». Она пишет письмо по законам литературы, но одновременно с этим уникально и зрело. Она предполагала два варианта развития собственной судьбы: радостный либо гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам судьбы. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая готовься и к “радостным встречам”, и к “смерти”, но не к переключению собственных эмоций в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин показал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). По окончании отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» либо «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир другой»
Последнее объяснение с Онегиным В последней главе Татьяна предстает изменившейся: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль собственную вошла! Как утеснительного сана Приемы не так долго осталось ждать приняла! Кто б смел искать девчонки ласковой В этот величавой, в этот небрежной Законодательнице зал?» Она так же, как и прежде обожает Онегина, но долг перед вторым человеком для нее серьёзнее личных эмоций: «Я вас обожаю (к чему лукавить?), Но я второму дана; Я буду век ему верна». В отповеди Татьяны большое количество несправедливых укоров Евгению, что испытывает не «небольшое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, перевоплотив жизнь в «маскарад», героиня не имеет возможности отказаться от этого. Она обязана быть верной мужу, исходя из этого ее «урок» Онегину обусловлен чувством и честностью нравственного долга

Владимир Ленский

Юный парень, восторженно-мечтательный романтик
Черты характера, образование «С душою прямо геттингенской, Красивый мужчина, в полном цвете лет, поэт и Поклонник Канта. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые грезы, Дух пылкий и достаточно необычный, Неизменно кудри и восторженную речь тёмные до плеч». Храбрец полон юношеской отваги, добропорядочных порывов. Выступает антиподом Онегина, но имеет с втором большое количество неспециализированного: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», отыскать смысл жизни и т. д.
Отношение к любви «Он верил, что душа родная Соединиться с ним обязана…», «Ах, он обожал, как в отечественные лета Уже не обожают; как одна Безумная душа поэта Еще обожать осуждена…». Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную
Обращение поэта «Он пел печаль и разлуку, И что-то, и туманну даль, И романтические розы…» «Он пел поблеклый жизни цвет Почти в осьмнадцать лет». Создатель с иронией относится к его речи и поэту, переполненной романтическими штампами и выделено тривиальными рифмами. Но это кроме этого авторская насмешка над всеми романтиками и над собственными ранними стихотворениями
Создатель пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Но поэт умирает на дуэли

Ольга Ларина

Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины
Черты характера «Неизменно скромна, неизменно послушна, Неизменно как утро радостна, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Ухмылка, локоны льняные, Перемещения, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Заберите и отыщете правильно Ее портрет». Создатель с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и безлюдной. Она — противоположность собственной сестре. Это собственного рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов
Онегин об Ольге «В чертах у Ольги судьбы нет. Точь-в-семь дней в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне».
Будущее Практически сразу после смерти Ленского Ольга выходит замуж

стилистические особенности и Образ автора романа

Создатель присутствует в романе, разговаривает с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, яркого живого диалога: «Но следствия нежданной встречи Сейчас, милые приятели, Пересказать не в силах я; Мне должно по окончании продолжительной речи И погулять и отдохнуть: Докончу по окончании как-нибудь».
Создатель то выходит на первый замысел, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать храбреца, то уходит на задний, обрисовывая роман храбрецов. Он выступает создателем книги: «Промчалось большое количество, большое количество дней С того времени, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися в первый раз мне — И даль свободного романа Я через волшебный кристалл Еще неясно различал». И одновременно с этим говорит о собственной дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, хороший мой друг…»
Создатель комментирует события, думает о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был план и как он трансформировался), тем самым размывает границу между художественным текстом и жизнью
Создатель отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», применяя разнообразие живой речи
В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, подробностей из известного произведения другого автора)
«Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не желал неисчерпаемость судьбы сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман)

Роман как «энциклопедия русской судьбы»

«“Онегина” возможно назвать энциклопедией русской судьбы и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский). Пушкин многосторонне, объективно, емко и кратко продемонстрировал всю жизнь России, всю современную ему реальность

Композиционная роль лирических отступлений

Лирические отступления

связанные с сюжетом прямо не связанные с сюжетом
Функции: — переход от одного повествовательного замысла к второму; — приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); — обращение к читателю, сообщение лирического и эпического замыслов повествования
Смогут складываться из одной строки («Как Дельвиг пьяный на пиру»), из нескольких строф (прощание с читателем)
Тематика: о дружбе, дамах, молодости, ирония над душевной ленью и завистью, споры о литературном языке и т. д.
Посредством лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «достаточно неинтересная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие серьёзную композиционную роль, легко, без эпитетов и традиционных метафор

Composite Materials : Vacuum vs Pressure

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector