И промежуточной области

Совсем другой этап эволюции человечества представляли собой культуры народов, живших в районе Центральных Анд1 и в так называемой Промежуточной2 (Циркумкарибской) территории. Как раз тут расцветают неповторимые цивилизации Чавин, Сан-Агустин, Паракас, Наска, Мочика, Тиуаунако, Тайрон, Чиму, Чибча и инков.

Культура Чавин (1000 до н. э. — 300 г. до и. э.)

Первой цивилизацией, просиявшей яркой звездой в Центральных Андах, была Чавин («Сыновья ягуара с копьями»). Ее центр — город Чавин — появился в месте, окруженном нетающими ледниками и снежными вершинами. К нему вела дорога, находящаяся на высоте 4100 м, вход в город шел через туннель, прорытый в горе.

Чавин был культовым центром, исходя из этого в том месте жили лишь высшие священники. Основной предмет их поклонения — животные из семейства кошачих (пума либо ягуар). Их грозные стилизованные лики украшают практически все сооружения города.

Самое превосходное в Чавине — скульптура и архитектура. Известный ансамбль Чавина складывался из террас, каменных построек и ритуальных площадок. Его венец — прекрасный четырехэтажный храм, имевший форму ступенчатой пирамиды (площадь его основания 72 х 72 м, а высота 13 м). Внутри его находится последовательность молелен и подземных коридоров, каковые глубоко под почвой тянутся за пределы построек, уходя под дно реки. Один из основных объектов храма — «Громадная площадь», имеющая четырехугольную форму и со всех сторон окруженная особенными платформами. В ее центре пребывало одно из самых превосходных произведений искусства Чавин — обелиск «Божество на острие копья», представлявший собой практически пятиметровую колонну в виде кинжала, на вершине которой была установлена скульптура устращающего существа с людской телом, лицом ягуара, с волосами-змеями на голове.

К типично чавинской пластике относятся найденные в равнине Касма (Серро-Сечин) около 90 грубо отесанных камней, изображавших мужчин-солдат с ягуарьим оскалом, в высоких шлемах, с богато украшенными жезлами и широкими поясами в руках. Во главе войска стоит полководец в прекрасном одеянии, на особом пояске которого висят отрубленные головы неприятелей. Быть может, что некогда эти фигуры обрамляли фасад пирамиды.

Главным занятием населения было земледелие. Замечательные оросительные совокупности помогали приобретать высокие урожаи. Одна из них, занимающая два с половиной гектара, найдена вблизи современного города Кахамарка. Ее основная часть — акведук, вырубленный в горе. Вода, поступающая из него, шла через пара туннелей, стенки которых были украшены своебразными петроглифами1.

Чавинцы приручили ламу и собаку. Ламы носили грузы, давали мясо, шерсть, а их помет был хорошим горючим. Орудия труда делали из камня и кости. Из металлов знали лишь золото. Оно употреблялось для изготовления разнообразных украшений — сережек, корон, бус и т. п. Древние мастера замечательно обрабатывали полудрагоценные камни, раковины и дерево.

Появление Чавинской культуры случилось быстро и организованно. Это разрешает думать, что еще до проникновения в данный район она была уже полностью сложившейся. Главным ее показателем был культ ягуара. Но это животное ни при каких обстоятельствах не обитало в Андах. Поклонение пятнистому хищнику и ряд других необычных линия (деформация черепов, применение кукурузы, близость художественных мотивов) разрешило некоторым исследователям искать сообщение со известной Ольмекской культурой Мезоамерики.

Ареал Чавинской культуры был существенно шире самого города. Ее следы находят по всей территории Перу. Их возможно легко выявить по характерному художественному стилю, своеобразным орнаментам (украшавшим керамику, красочные ткани, изделия из камня, кости), везде господствующему волшебному числу 7 и, само собой разумеется, по ягуарьим элементам. Культура Чавин исчезает приблизительно около 300 г. до н. э. так же неожиданно, как и показалась.

Сан-Агустин (1000 до н. э. — 0 н. э.)

Параллельно с Чавинской цивилизацией росла и крепла необычная культура Промежуточной обл. Для нее свойственны высокие курганы, могилы, подземные усыпальницы, покрытые каменными плитами с геометрическим орнаментом, и водопроводы, вырубленные в утесах. Но более всего известны их стелы и громадные необыкновенные двухголовые статуи. Головы расположены рядом либо одна над второй, причем вторая — неизменно голова животного. Вероятнее это изображение нагуаля — другого «я» человека. В руках каменных истуканов палица и какой-то сферический предмет (мяч либо камень). Видится множество фигур с детьми на руках. Но более обычными для сан-агустинской культуры были расставленные у источников питьевой воды достаточно большие изображения лягушек, головастиков и саламандр. Сочетание сложных каменных узоров и бликов воды формирует гармоничный образ единого целого и говорит о высоком художественном вкусе индейцев. Уровень обработки базальтовых плит разрешает предположить большую древность данной культуры.

Культура Паракас (700 — 200 до н. э.)

Традиции величественного Чавина дополнили более юные культуры в основном прибрежной области Анд. Правильное время их появления неизвестно. Однако считается, что первой по окончании исчезновения Чавина была культура, появившаяся в южной части прибрежной полосы Перу. Она стала называться Паракас, поскольку главные ее находки были сделаны на полуострове Паракас («Песчаный ливень»).

Это был индейский город мертвых. В совокупности подземных келий прибрежной полосы либо в погребальных подземных сооружениях, напоминавших остатки жилого комплекса (некрополь), найдены мумии древних обитателей Перу, завернутые в прекрасно сохранившуюся материю, которая кроме того тысячелетие спустя не потеряла эластичности и красок.

Любая паракасская мумия завернута в один либо пара прекрасных плащей. Чем больше плащей, тем более знатен человек. Плащи ткались из хлопка либо шерсти, искусно сверху донизу украшались узкими вышитыми узорами самых разнообразных расцветок (до 190 оттенков). Краски были естественного происхождения. Любимый сюжет вышивок — кондоры, колибри, рыбы, геометрические орнаменты, напоминающие части тела животных, божества в виде сфинксов, птицы и животные с людскими ликами. Кое-какие исследователи считают, что эти фигуры — символы старейшего перуанского письма. Общепризнано, что паракасские плащи — самые лучшие текстильные изделия древних культур мира.

Нарядно одетые погибшие в большинстве случаев находятся в сидячем положении с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Их черепа деформированы, на многих имеются следы прижизненной трепанации (хирургическое вмешательство). Ученые склонны видеть в этом показатели особенного волшебного культа. Быть может, такие операции являлись одним из видов жертвоприношения. Черепа говорят о большом уровне развития медицины Паракаса. Доктора (либо жрецы) умели извлекать из проломленного черепа обломки костей, давящих на вызывающих паралич и мозг. Отверстия в черепной кости индейцы, в большинстве случаев, закрывали золотыми пластинами. На протяжении операции употреблялись хурургические инструменты из камня и кости (пинцеты, обсидиановые ножи, иглы, скальпели, турникеты для зажима кровеносных сосудов и тд.) для того чтобы большого совершенства, что современные доктора предприняли попытку применять их в работе. Опыт стал причиной хорошим итогам.

Следы паракасской культуры теряются около 200 г. до н. э.

Культура Наска (100 — 500 н. э.)

Второй ответственный центр южной части перуанского побережья — Наска. Его главными очагами были равнины рек Ика, Наска, Писко. Представители данной культуры не покинули по окончании себя дворцов, храмов и пирамид, но прослыли хорошими земледельцами. 2000 лет назад площадь обезвоженных земель тут была намного больше, чем в XX в., и насканцы довольно часто были вынуждены искать воду под почвой. Они строили громадные водные резервуары, прорывали огромные акведуки, подводили прямо к полям водопроводы, каковые и по сей день помогают их далеким потомкам. Подземные водные туннели имеют громадное поперечное сечение (в рост человека) и большую протяженность.

Но наска прославились не только прекрасными гидросооружениями, но и отличными керамическими изделиями. Они создавались без гончарного круга1, покрывались глазурью и имели многоцветную окраску. Для росписи сосудов живописцы применяли около 11 цветов (пара красных и желтых оттенков, коричневый, серый, розовый, фиолетовый, и цвет и охру кости), но не знали синей и зеленой краски. Разнообразные цветовые комбинации дополняли друг друга и радовали глаз красочным соцветием. Глиняная посуда наска довольно часто имела форму кубка либо сосуда с двумя горлышками, соединенными мостовидной ручкой в виде головы человека либо птицы.

Керамика наска — самая броская в Америке и отличается тонкостью полихромной росписи1. Орнамент наска своебразен: антропоморфные изображения каких-то фантастических человеко-ягуаро-птицефигур, растения, животные, рыбы, птицы (колибри и ласточки) и обилие отсеченных вражеских голов, бывших, пожалуй, самым любимым сюжетом насканцев. Данный мотив связан с обширно распространенным обычаем всегда носить отсеченную голову неприятеля, подвесив у пояса либо прикрепив к руке, бедру, что свидетельствовало о доблести солдата и о громадном количестве волшебной энергии, которую давал ему таковой трофей. Данный кровавый обычай нигде более не был распространен в таких масштабах, как в в один раз.

Не меньше керамики были известны ткани наска. Их ткали из хлопка, человеческих волос и шерсти. В производстве полотен употреблялась гамма из более чем 200 оттенков и цветов. Картинки тканей довольно часто повторяли мотивы, видящиеся на сосудах. Древние умельцы знали вышивку, производство парчи, другие виды и ковров ткацкой техники.

Носители насканской культуры не снискали себе славу хороших строителей, не обращая внимания на то, что у них были крепости (Човаченто, Амато, Уарато), храмы (Кауачи), административные, жилые постройки из высушенного на солнце сырцового кирпича. Сооружения Наска не отличаются ни красотой, ни величием, ни своебразием. Самым прекрасным городом Наски считается столица цивилизации — Кауачи (в равнине реки Наска). Город еще не хорошо изучен, но как мы знаем, что его населяло пара тысяч обитателей. Самый известный монумент Кауачи — святилище Эскакерия, складывающееся из сотен стволов мескитового дерева (альгарроба). Центр монумента — четырехугольник, образуемый двенадцатью последовательностями стволов по 12 столбов в каждом. Его подлинное назначение совсем не установлено: большая часть ученых предполагает его сообщение с календарем.

И промежуточной области

Глобальную славу культуре наска принесла Пампа-де-Наска. Равнина, имеющая длину 70 км и ширину 2 км, вся испещрена множеством поверхностных линий и последовательностями камней. Линии и камни идут параллельно друг другу, пересекаются, образуя замкнутые пространства, треугольники, квадраты, другие фигуры и трапеции. С поверхности почвы они большей частью неразличимы, исходя из этого в первый раз их увидели с самолета в начале 30-х гг. XX в. Среди хитросплетения линий просматриваются картинки животных: 120 — 200- метровых птиц, ящеров, мартышек, игуан, пауков, касаток (одно из божеств Наска), собак и змей.

Опись линий и фигур данной неповторимой огромной галереи была впервые^ сделана германским математиком, доктором наук Марией Раихе в следствии практически 30-летней исследовательской деятельности в насканской пустыне. Изображения совершенно верно соответствуют картинкам на керамике. Чтобы нанести их на поверхность почвы, нужно было сперва все начертить в мелком масштабе на замысле с необыкновенной точностью, поскольку кроме того 1 мм отклонения при перенесении на землю давал бы искажения в пара десятков метров. Для этого должны были существовать единицы измерения и специальные инструменты. М. Райхе доказала, что главная мера насканцев равнялась 1 м 10 см. Ее умело дробили на десятые доли (т. е. пользовались десятеричной совокупностью), но самый распространенной единицей был 33 м 66 см. Возраст «галереи» приблизительно 14 столетий.

Неясно, сколько людей учавствовали в реализации столь грандиозного мероприятия и каким целям служил данный неповторимый монумент (космодром, аэропорт, своебразный календарь, культовый объект, послание всевышним либо совокупность линий, разгораживающих территории отдельных кланов и соединяющих святилища). светло одно, изображения вправду привязаны к зимнему и летнему солнцестоянию, имели определенное отношение к луне, а кое-какие линии определяли позицию либо перемещение созвездий и звёзд.

Последние следы, покинутые загадочной насканской культурой, теряются в V в. отечественной эры, покинув потомкам множество тайных.

Культура Мочика (400—800 н. э.)

Современницей Наска и одной из самых больших цивилизаций Перу до появления инков была культура Мочика, названную от равнины, считавшейся ее главным центром. Но не нужно думать, что Мочика — локальная культура. Область ее влияния — 24 оазиса, расположенных в равнинах прибрежных рек Чикама, Виру, Санта и др., отделенных друг от друга территориями пустыни. Тут были плодородная приморский почва и хороший климат. Подобно египетской равнине Нила мочиканская почва систематично затоплялась водами реки и снабжала высокие урожаи два раза в год. Конечно, что в таких условиях главным занятием обитателей было земледелие.

Нас удивляют агрономические и инженерные познания мочика. Они применяли оросительные совокупности протяженностью до 150 км, удобрения, улучшили уровень качества таких культур, как маис, картофель, тыква, помидоры, обрабатывали почву медными орудиями и деревянными палками. Мочика разводили морских свинок и лам, мясо которых ценилось. Большое количество продуктов давало море (рыба, крабы, моллюски и др.), так как мочика были искусными рыболовами: уходя на большом растоянии в море на плотах и каноэ, они ловили рыбу сетями и удочками. Охота имела вспомогательное значение и была, вероятнее, привилегией знати. При помощи псов, загонов, сетей, метательных трубок и копий они охотились на оленей, птиц и пум. Меню мочика дополняло пиво (чича) из перебродившего маиса.

Громадную роль в хозяйстве игралось ремесло: ткачество, изготовление изделий и одежды из перьев (украшения и головные уборы), ювелирное дело. Мочика признаны лучшими металлургами доинкского Перу. Они трудились с золотом, медью и серебром, обладали чеканкой, ковкой, пайкой, инкрустацией полудрагоценными перламутром и камнями. Посредством этих техник мочика достигли больших удач в мастерстве всех видов небольшой пластики из золота, из дерева, раковин и кости. Печально известны отысканные в XIX в. полковником Ла Роса красивые бабочки, каковые имели возможность парить в воздухе, в случае если на них дунуть. Любая из бабочек, а их было около пяти тысяч, весила менее грамма и не была похожа на другую. К сожалению, вся эта неповторимая коллекция была переплавлена в золотые слитки.

Главным достижением культуры мочика остается керамика. Самая значительная изюминка — отсутствие жанровых сцен, ее сюжеты связаны с верованиями и мифами. Назначение большей части мочикской керамики было не бытовое, а религиозное, эстетическое и публично-политическое. Высококвалифицированные мастера, специализировавшиеся в данной области, трудились по заказу страны, создавая художественные произведения со сложными пиктограммами, имевшими глубочайший суть. Мастерство умельцев мочика было так совсем, что картинки керамики как бы оживают, становятся динамичными и позволяют замечать, к примеру, превращение простой морской улитки в растущего на глазах демона, мечущегося в собственном панцире. Талантливо воспроизводились кроме того эмоциональные состояния (боль, радость, скорбь и т. п.).

Сюжеты керамических изделий разрешают познакомиться с публичным устройством мочика. На вершине публичной пирамиды стоял основной правитель, опиравшийся на двух-четырех сопровителей (по числу «четвертей» страны), разделявших между собой сферы влияния (государство, армия, жрецы, судебная власть).

Законы мочика были ожесточённы. За мельчайшую провинность отрубали какую-либо часть тела (руку, ногу, шнобель либо губы). Верховная мера наказания — убийство камнями. Все эти процедуры проходили публично.

И промежуточной области

Базу общества составляла самая бессчётная часть населения — ремесленники общинники — и свободные земледельцы. Ниже находились слуги, свободные, но не имеющие почвы люди, а в самом низу публичной пирамиды — рабы.

Выяснить социальную принадлежность разных слоев населения возможно было по одежде: у знати богатая одежда с множеством украшений, у рядовых обитателей — несложная одежда, рабы ходили нагими.

Мочика, как и все индейцы, были весьма религиозны. .Они еще почитали божественного ягуара, но культ этого животного уже затмевается поклонением загадочному ночному светилу, повелевающему приливам и отливами морей и рек, воздействующему на людские и урожаи чувства, — Луне (Си). Но самым главным божеством мочика вычисляли богочеловека — Аи Апэка («Тот, кто творит»). Он создал Вселенную и поддерживает ее жизнеспособность, борется с Хаосом и Тьмой, оказывает помощь людям. Верными проводниками Творца считались сокол, собака и морской орёл. Подобно мезоамериканцам народ мочика «питал всевышних людской кровью», которая «передавалась» священным силам при посредничестве вестников — морских ястребов. Исходя из этого картинки так довольно часто изображают этих птиц, выпивающих из ритуальной миски. Это самый распространенный мотив в мочикской культуре.

Особенным ритуалом были спортивные состязания в беге, а ежедневными обрядами считались употребление листьев и чтение молитв коки, владеющей наркотическим действием.

Божеству Аи Апэку посвящена одна из самых грандиозных перуанских построек — «Пирамида Солнца». Это ступенчатое монументальное сооружение, воздвигнутое в культовой метрополии в равнине реки Мочи (Пампа-де-лос-Мочика), имело площадь основания 342х 159 м и высоту 48м,

И промежуточной области

его дополняла «Пирамида Луны» (основание 80х60 м, высота 21 м), внутренние стенки которой были покрыты бессчётными росписями. Одна из них, к примеру, изображала бунт вещей и их войну с людьми. Видятся кроме этого «портреты» военнопленных, предназначенных в жертву всевышним. Остатки неповторимых ритуальных построек сохранились кроме этого в равнинах рек Непенья (шестиступенчатая двадцатиметровая пирамида), Хекетепеки (религиозный центр Пакатнаму — 57 пирамид) в других местностях. Их связывали широкие дороги (9,8 м), не смотря на то, что индейцы старого Перу не знали колеса.

Нельзя сказать конкретно, была ли письменность в Мочиканской культуре. Согласно одной из версий, картинки на керамических сосудах заменяли мочика письмо. Но перуанский исследователь Рафаэль Ларко Ойле уверен в том, что уникальной письменной совокупностью являются бобы фасоли, покрытые разными черточками, кружочками, точками и крестиками, каковые довольно часто видятся на тканях и посуде. Из этого он делает вывод: изображенные на картинках вестники передают друг другу не просто кожаные мешочки, а письменные сообщения.

Культура мочика, достигнув самостоятельности и высокого уровня развития, исчезает с исторической арены в начале IX в. н. э.

Культура Тиауанако (500-1100 н. э.)

Одной из самые значительных в южноамериканском регионе признана Тиауанаканская культура. Ареалом ее распространения были Южные и центральные Анды, а центром, откуда исходило ее влияние, город Тиауанако, расположенный на Боливийском плоскогорье (Верхнее Перу) на высоте 4 тыс. м над уровнем моря. Тиауанако довольно часто именуют «американским Тибетом». Холодная нагорная равнина, окруженная снежными Кордильерами, находится к югу от самого высокогорного в мире судоходного озера Титикако. Уверены в том, что во время расцвета культуры оно доходило до самого города.

Тиауанако занимал пространство в 450 тыс. кв. м. Его прекрасные сооружения имели каменную кладку. На 100-тонные блоки из песчаника положены кубы весом по 60 т. Ровные поверхности неясно как именно удерживаются посредством бронзовых скоб. Вся обработка камня выполнена только чисто. самая впечатляющей постройкой городища есть Акапана — пирамида высотой 15 м и длиной основания 250 м, на вершине которой находится неестественное озеро, четко ориентированное на восток.

Самым таинственным сооружением Тиауанако считается «Полупогруженный храм», его основание опущено практически на двухметровую глубину. не меньше известен второй выдающийся монумент города — дворец Каласасайя. Это самое громадное тиауанаканское сооружение (128 х 118 м) имеет прямоугольное основание и обнесено каменными столбами с каменной кладкой в промежутках между ними. Внутренний двор Каласасайи находится ниже уровня земной поверхности. Древние жители города вступали во дворец через громадные каменные ворота по монументальной лестнице с шестью ступенями. Комплекс был украшен золотом. Кроме того гвозди, державшие золотую фольгу, покрывавшую строение, были золотыми.

Внимания заслуживает и монументальная скульптура Тиауанако. По размерам она превосходит кроме того ольмекскую. По большей части это огромные колоссы от 3 до семи метров: то ли статуи, то ли стелы. Самая известная из них — так называемый «Монолит Беннетта». Голова статуи из розового камня украшена тюрбаном, руки сложены на груди, пузо перевязан широким поясом, а глаза наблюдают прямо перед собой, создается иллюзия, словно бы из них текут слезы. Быть может, некогда данный монолит был раскрашен.

Прославили Тиауанако «Ворота солнца» (Инти-Лунку), высеченные из единой глыбы андезита высотой 3 м и шириной 4 м. Их вес превышает 10 т. Верхняя часть ворот украшена богатым рельефом, в центре которого фигура главного божества. От его головы расходятся солнечные лучи, руки сжимают жезлы, из глаз текут слезы. К всевышнему устремились бегущие существа с крыльями за коронами и спиной на головах. Кое-какие из них антропоморфны. Кое-кто из ученых склонен видеть в «Воротах солнца» старый солнечный (лунный) календарь либо же «атлас» священных сил мира.

И промежуточной области

Божественный мир, в соответствии с мифам этого народа, возглавлял Кон-Тики Виракоча — Творец мира. Пребывав в недоступных глубинах Вселенной, он сотворил свет, а после этого и почву. Чтобы она не была безлюдной, всевышний создал людей, каковые и выстроили город Тиауанако. Но так как люди не хотели направляться наказам Виракоча, разгневанный всевышний перевоплотил их в камни и отправил на землю потоп, продолжавшийся шестьдесят дней. По окончании того как воды отошли, а почва просохла, Творец продолжил созидание — сотворил «небесные диски»:

Солнце, Луну, другие планеты и Венеру, созвездия и звезды и снова женщин — и людей мужчин. Он послал их парами по всему свету. После этого всевышний создал животных. Пройдет время и Виракоча в образе просветителя покажется на Земле чтобы поделить людей на народы и племена, дать им законы, религию, ритуалы, научить нужным занятиям.

В конце I тыс. н. э. в Тиауанако складывается могущественная и грамотный правящая вершина, которая кормилась за счет излишков труда земледельцев (главной продукт — перуанский рис и картофель). К услугам знати были ремесленники, торговцы и крестьяне, которых именовали людьми без титула. Возможно высказать предположение, что город был страной с высокой степенью централизации управления, потому, что возведение тиауанаканских сооружений и доставка тяжелого стройматериала потребовали организованного труда тысяч рабочих. В Тиауанако обрабатывали медь, латунь, олово, серебро и золото, а изящество изделий гончаров не уступало керамике Наска. Тиауанаканские умельцы создают идеальные фарфоровые изделия разной формы: чащи и кубки с медлено расходящимися стенками (керо), зооморфные сосуды в форме голов ягуара, ламы, кондора. Роспись керамики была полихромной, натуралистичной и стилизованной (украшена орнаментом в греческом стиле и ступенчатыми мотивами). Она четко очерчивалась тёмной и светло-коричневой красками. В том же стиле была изготовлена мужская и женская одежда. Самым распространенным ее видом

И промежуточной области

были пончо1. На некоторых пончо имелись последовательности чёрных полос. Предполагают, что такие пончо были формой национальных служащих.

Но все фундаментальность и великолепие культуры Тиауанако неспешно приходит в упадок. В начале XII в. Тиауанаканское государство прекратило существовать. С сцены южноамериканской культуры уходит еще одна неповторимая цивилизация.

Тайрон (600 -1100 и. э.)

#СергейЛевченко: уверенность и Стабильность завлекают в область инвесторов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector