Цель обследования — распознать степень сформированости произносительной стороны речи.
Задачи:
1. Какие конкретно звуки либо группы звуков нарушены.
2. Выяснить тип, темперамент, вид нарушения конкретного звука (нарушения звукопроизношения смогут проявляться в 4 вариантах: пропуск, искажение, замена звука (субституция), смешение звуков(взаимозамена).
3. Нужно распознать, как ребенок произносит звук в разных фонетических условиях, изолированно , в слогах( в прямых, обратных, в стечениях согласных), в словах где звук в начале, в середине, в конце слова, в словах разной слоговой семантической сложности и структуры.
4. Нужно распознать уровень нарушенного произношения (по О.В. Правдиной):
1 уровень: нарушено произношение звука во всех фонетических условиях( звук отсутствует(.
2 уровень: в спонтанной речи звук произносится неправильно, но изолированно и в несложных словах звук произноситься верно.
3 уровень: оба звука имеется, произносятся верно, но в спонтанной речи имеет место смешение звуков.
Распознанный уровень нарушенного произношения разрешает нам выработать более действенную стратегию коррекции звукопроизношения.
При 1 уровне: мы трудимся по всей технологии коррекции звукопроизношения.(подготовительный этап -развитие (уточнение) фонематического слуха.; формирование нужного артикуляционного уклада; отработка опорного (либо базисного) звука; развитие воздушной струи; развитие ВПФ и моторных функций. Основной: постановка звука одним из способов (изолированное произношение звук), автоматизация, разделение, введение звука в обращение.
При 2 уровне: необходимоубедиться, что звук изолированно произносится верно, нужна предстоящая его автоматизация и т.д.
При 3 уровне:в этом случае вы убедились, что оба звука имеется. Страдает их дифференцированное потребление в спонтанной речи. Наряду с этим нужно убедиться в полной его автоматизированности и совершить работу по разделению этих звуков.
1. Исследуются все группы звуков согласные свистящие с-с*, з-з*,ц; шипящие ш-ж-щ-ч; сонорные л-л*, р-р*;заднеязычные к-к*, г-г*, х-х* и среднеязычный звук й.
2. Нужно выяснить, какое это простое (до 4х звуков) либо сложное; моно- либо полиморфное нарушение.
3. Решить, какое это нарушение:
Фонетическое (антропофоническое)- страдает лишь звукопроизношение.
Фонематическое (фонологическое)– в то время, когда замена, смешение звуков.
Фонетико — фонематическое- в то время, когда в речи и смешения и замены звуков, искажения.
С целью этого обследование звукопроизношения нужно дополнить обследованием фонематических процессов.
Процедура обследования начинается от общего к частному;
1. Сперва проводится беседа, просят поведать о себе, о семье, предварительно, уточнить статус семьи, и от этого зависят вопросы, возможно попросить поведать любимый стишок, рассказ и т.п. На протяжении беседы логопед фиксирует изюминке звукопроизношения.
2. Потом идет углубленное изучение каждого распознанного нарушенного звука:
§ Ребенка просят повторить за логопедом предложеняе, насыщенное труднопроизносимыми звуками («Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке» и т.п.)
§ Возможно попросить самостоятельно назвать действия по картине; попросить повторить за логопедом отдельные слоги либо отдельный звук. Для более глубокого изучения звука, его просят произносить в положении между гласными «а», к примеру, «ара», «аса», так несложнее заметить особенности артикуляции.
§ Требования к подбору лексического материала:
— при обследовании, в словах не должно быть вторых дефектно произносимых звуков, но наряду с этим включать слова со смешиваемыми согласными; слова с тяжёлой звуко-слоговой структурой, слова низкочастотные, выходящие за пределы бытовой лексики.
— при обследовании жёстких звуков, не берем их мягкую несколько;
— лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком (Рома рубит дрова острым топором, Соня стоит на высоком мосту).
Все приемы обследования меняем.
Приемы обследования:
a) Повторение за логопедом по подражанию
b) Независимое называние картин, действий по картинам, показ по картине.
c) Обследование проводится в игровой форме, с учетом возраста, с применением спец. упражнений и игр («Радостный рыболов», «Логопедическое лото»), спец. пособия: альбом по звукопроизношению О.Б.Иншаковой; Володиной.
Обследование звукопроизношения в картинах. Часть 2