Феноменология музыкального стиля

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ свидетельствует новый, дескриптивный, философский способ, на базе которого в конце прошлого столетия была создана:

1) априорная психотерапевтическая наука, талантливая обеспечить единственно надежную базу, на которой возможно выстроена строгая эмпирическая психология.

2) универсальная философия, которая может снабдить нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук.

Феноменология — влиятельное течение западной философии 20 в. Не смотря на то, что сам термин употреблялся еще Гегелем и Кантом, широкое распространение он взял благодаря Гуссерлю. Его проект сыграл ключевую роль в германской и французской философии первой половины 20 в. Такие философские произведения, как Формализм в этике и материальная этика сокровища Шелера (1913/1916), время и Бытие Хайдеггера (1927), Бытие и ничто Сартра (1943), Восприятия Мерло-Понти (1945) являются программными феноменологическими изучениями. Феноменологические мотивы действенны и в рамках не феноменологически ориентированной философии, как и в ряде наук, напр., литературоведении, социальных науках и в первую очередь психиатрии и психологии. Об этом свидетельствуют феноменологические изучения как учеников и современников Гуссерля, так и сейчас живущих философов. К самый интересным феноменологам либо феноменологически ориентированным философам возможно отнести: Хайдеггера — ученика Гуссерля, применявшего феноменологический способ как метод подхода к тому и метод показывающего определения того, что призвано стать темой онтологии, т.е. людской Dasein, для понимания и описания которого феноменология обязана обратиться с просьбой о помощи к герменевтике (Бытия и времени); Геттингенскую школу феноменологии, первоначально ориентированную на феноменологическую онтологию (А. Райнах, Шелер), представители которой, совместно с Мюнхенской школой (М. Гайгер, А. Пфендер) и под управлением Гуссерля основали в 1913 Ежегодник по феноменологическому исследованию и феноменологии, открытый программным произведением Гуссерля Идеи к феноменологической философии и чистой феноменологии, в котором выходили уже названные произведения Шелера и Хайдеггера; Э. Штайн, Л. Ландгребе и Э. Финка — помощников Гуссерля; и польского феноменолога эстетики Р. Ингардена, чешского феноменолога, борца за права человека Ж. Паточку, американских социологически ориентированных феноменологов Гурвича и Шюца; русских философов Г.Шпета и А.Лосева. Обстановка Германии незадолго до и на протяжении Второй мировой исключила Гуссерля — иудея по национальности — из философских дискуссий впредь до середины 1950-х. Первыми его читателями были монах-философ и францисканец Ван Бреде — основатель первого Архива Гуссерля в Левене (1939), и Мерло-Понти, Сартр, Рикер, Левинас, Деррида. Перечисленные философы пребывали под сильным влиянием Ф., и отдельные периоды их творчества смогут быть названы феноменологическими. Интерес к Ф. сейчас охватывает не только западную и восточную Европу, но и, к примеру, японию и Латинскую Америку. Первый глобальный конгресс по Ф. прошёл в Испании в 1988. К самый интересным современным феноменологам в Германии возможно отнести Вальденфельса и К. Хельда.

Ф. в понимании Гуссерля — это описание смысловых предметностей и структур сознания, которое осуществляется в ходе вынесения за скобки как факта существования либо бытия предмета, так и психотерапевтической деятельности направленного на него сознания. В следствии для того чтобы вынесения за скобки либо осуществления феноменологического эпохэ предметом изучения феноменолога делается сознание, разглядываемое с позиций его интенциональной природы.

Интенциона?льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство людской сознания: быть направленным на некий объект.

В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано, предложивший его в качестве критерия различения ментальных и физических феноменов. Каждый психологический акт с позиций Брентано направлен на что-то, что совершает его интенциональным.

Быть направленным направляться осознавать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении как раз этого объекта философствования, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субъективная компонента (психология). Эта субъективная компонента (переживание, проживание акта созерцания) и стала базой для введения интенциональности как категории в аналитический аппарат философии Гуссерля.

Наиболее значимое значение понятие интенциональности взяло в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Феноменологический анализ осуществляется Гуссерлем в терминах ноэмы и ноэзиса, другими словами совершенного и настоящего компонентов интенционального переживания.

Интенциональность — (лат. intentio — рвение, внимание) — главное понятие феноменологии Гуссерля. Данный термин, что был введен в средневековой философии, употреблялся Брентано и Штумпфом для описания психологических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у Брентано, заявил его основным свойством феноменологического сознания. В отличие от гносеологической субъективности неокантианства, являющейся замкнутую самосознающую субстанцию, феноменологическое сознание постоянно обладает изначальной отнесенностью к предметности, т.е. И. И. как сознание о, полагание предметности, высказывает несамодостаточность сознания, которое существует только при осознании предмета , а не собственных актов. И. формирует смысловую структуру сознания, нередуцируемую к психологическим и физическим связям. И. существует в виде единой структуры акта полагания (ноэзис) и предметного смысла (ноэмы), причем последний не зависит от существования предмета либо его данности. Понятие И. оказало большое влияние на Хайдеггера и Сартра. Мерло-Понти расширяет гуссерлевское понятие И. и разглядывает ее не только как свойство актов сознания, а как фундаментальное отношение человека к миру. В аналитической философии понятие И. стало широко распространено благодаря работам Д. Серля, что пытается объединить лингвистическое понятие И. с феноменологическим. Д. Серль продемонстрировал, что значение не может быть сведено только к лингвистическим составляющим, а результат сотрудничества языка и интенциональных ментальных актов.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector