Черта состояния
Дислексия — своеобразное нарушение чтения, проявляющееся в бессчётных неточностях (замены, пропуски букв, несоблюдение их последовательности) стойкого характера. Они смогут быть обусловлены: несформированностью высших психологических функций, участвующих в ходе овладения чтением, врожденной слабостью соответствующих территорий мозга. Для своеобразных дислексии характерен низкий темп чтения.
Выделяют следующие типы дислексии:
Оптические дислексии.
Проявляются в трудностях усвоения отдельных букв, родных по начертанию, либо в нарушениях зрительной схемы слов, в неспособности симультанного (одномоментного) охвата слова.
Моторные дислексии.
Имеют место затруднения в речедвигательном воспроизведении читаемых единиц речи (слогов, слов, фраз), в их визуальном контроле и удержании в памяти артикуляторных поз.
Эти нарушения обусловлены несформированностью межанализаторных связей: слуховых, зрительных, кинестетических.
фонематические (литеральные и вербальные) дислексии.
фонематические литеральные дислексии имеют место при сохранной остроте слуха. Они обусловлены трудностями фонематического анализа, что ведет к недостаточности когнитивной (познавательной) деятельности.
Больные смешивают графемы (буквы), соответствующие сходным по звуковым показателям звукам речи.
Такие нарушения проявляются при устном чтении преимущественно в пропусках, согласных (и искажениях гласных), заменах по озвучиванию мягких-жёстких, звонких-глухих, свистящих-шипящих (а также в одного последовательности) согласных. Имеются трудности членения слова на звуки. Значительно чаще прослеживается связь между нарушениями функций фонематического восмоторного воспроизведения и приятия (среди них и с аналогичными трудностями звукопроизношения).
Фонематические вербальные дислексии, в большинстве случаев, сочетаются с фонематическими литеральными дислексиями. Они обусловлены не только нарушениями моторного воспроизведения и фонематического восприятия, но и недоразвитием высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям).
Вербальная дислексия проявляется в пропусках, заменах, искажениях слов (перестановки и пропуски частей слов), запинках на редко употребляемых либо сложных по звуковой структуре словах. На уровне фразы вербальная дислексия проявляется в перестановке слов, неточности повторного воспроизведения фразы, трудностях осмысления прочтённого и неспособности обобщить содержание прочтённого (текста и фразы). Спонтанное чтение самый затруднено.
направляться исключить: вторичные нарушения чтения, обусловленные умственной отсталостью, понижением зрения и остроты слуха, социальной депривацией и педагогической запущенностью.
Степень тяжести дислексии возможно выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от первичных факторов развития речевой функциональной совокупности, возрастной сформированное™ высших психологических функций.
Клиническая диагностика своеобразных дислексии представляет определенные трудности, поскольку у детей дополнительно отмечается гипер- либо гипоактивность в поведенческих реакциях, стремительная утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях депрессивное состояние и замкнутость, в особенности на протяжении уроков.
Нужно кроме этого отдифференцировать своеобразные расстройства чтения от трудностей в чтении, вызванных социальными, языковыми (межнациональными) и другими обстоятельствами, оказывающими косвенное влияние на уровень освоения процесса чтения.
Условия лечения
Комплексные коррекционные медико-педагогические мероприятия.
Проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специальных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа экспертов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.
Список нужных обследований Необходимые консультации:
— логопеда;
— психиатра;
— психолога;
— невролога;
— нейропсихолога.
Дополнительно:
— сурдолога;
— психотерапевта;
— генетика.
Диагностические обследования:
КВН Сборная РУДН — 2016 Кричащий КиВиН