Черта состояния
Затруднения проявляются в основном в ходе школьного обучения.
Ориентировочно IQ = 60 — 80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподоб-
ные расстройства, невротические, психопатоподобные, па-
тохарактерологические и психопатические расстройства, ре
чевые нарушения, эписиндром и т.д.).
Условия лечения:
а) специальные детские сады;
б) специальное обучение (вспомогательные школы,
школа-интернат);
в) дневной стационар либо стационар (при нарушении адапта
ции, наличии осложняющей симптоматики либо отрицатель
ных микросоциальных условий);
г) амбулаторное наблюдение.
Список нужных обследований:
— педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно);
— психолог, а также количественное определение интел
лекта — тест Векслера;
— логопед;
— окулист;
— невролог;
— отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям);
— неспециализированные анализы мочи и крови (кратность — по показаниям);
— ЭЭГ;
— Эхо-ЭГ (1-2 раза в год, чаше — по показаниям).
Для установления этиологии:
— составление родословной — в обязательном порядке;
— исключение наследственного недостатка обмена (ФК.У) — обя
зательно;
— цитогенетическое обследование — по показаниям;
— лабораторное исключение последовательности генетических и внешнесре-
довых нарушений — по показаниям;
— аудиограмма;
— рентгенограмма черепа;
— компьютерная томография (КГ);
— ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);
— РЭГ;
— нейропсихолог;
— дерматолог;
— стоматолог.
Правила терапии
Главная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок вовремя обязан приобретать образование по программе, дешёвой его уровню интеллекта. Громадное значение имеет развитие и выявление у детей с умственной отсталостью сохранных (либо более сохранных) свойств: у одних — физической ловкости, у других — музыкальности, у третьих — склонности к рисованию и т.д.
Нужна домашняя психотерапия, с объяснением родителям всех изюминок ребенка, с необходимым указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт психолога и врача с педагогами
Продолжительность лечения
Лечение психотерапевтическое; комплексное, направлениями — 2 месяца, с периодичностью 2—3 раза в год.
а) амбулаторное наблюдение до успехи стойкой социаль
ной адаптации;
б) нахождение в дневном стационаре (стационаре) — 1—2 ме
сяца (при наличии осложняющей симптоматики);
в) лечение и наблюдение обучающихся в специальной
школе-интернате и находящихся в специальном
дошкольном учреждении должно проводиться детскими
психиатрами этих учреждений — в течение всего срока пре
бывания ребенка в учреждении.
Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях специализированного учреждения и семьи, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.
F71 Умственная отсталость умеренная
Черта состояния
Нарушения адаптации проявляются уже в дошкольном возрасте и сохраняются фактически в течение всей жизни. Ориентировочно IQ = 45 — 59 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
а) специальные дошкольные учреждения;
б) как правило доступно специальное обу
чение во запасном школе;
в) в более тяжелых случаях — нахождение в обучаемой группе
совокупности социального обеспечения;
г) стационар либо дневной стационар (при нарушении адапта
ции при наличии осложняющей симптоматики либо отрица
тельных микросоциальных условий);
д) амбулаторное наблюдение.
Список нужных обследований:
— педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно);
— психолог (1-3 раза в год);
— логопед (1-3 раза в год);
— окулист (1-2 раза в год, кратность — по показаниям);
— невролог (1 раз в год, кратность — по показаниям);
— отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям);
Лечение умственной отсталости