Требования национального образовательного стандарта к уровню подготовки экспертов в области заболеваний полости и зубов рта
Фельдшер обязан:
— знать совокупность организации стоматологической работы;
— знать обстоятельства, механизмы развития, клинические проявления, способы диагностики, осложнения, профилактики заболеваний и принципы лечения полости рта;
— мочь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в стоматологии.
Задача №1
Вы трудитесь фельдшером здравпункта без доктора. К Вам обратился мужчина 49 лет с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, подвижность и боль нижних левых жевательных зубов, затрудненное смыкание зубов, затрудненный прием пищи. Происхождение болей связывает с травмой, которую взял на рабочем месте – оступился и ударился о край собственного станка.
Объективно: состояние средней тяжести, нарушение конфигурации лица благодаря вынужденного положения нижней челюсти – рот полуоткрыт, кровотечение и слюнотечение изо рта, зубные последовательности не смыкаются. При пальпации контуров нижней челюсти выражена боль, определяется неровность в области угла нижней челюсти слева, определяется подвижность отломков нижней челюсти.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные способы изучения для уточнения диагноза.
3. Поведайте об количестве правилах транспортировки и доврачебной помощи по назначению.
4. Разработайте замысел диагностических изучений в больнице.
5. Покажите технику наложения повязки для иммобилизации отломков при переломе нижней челюсти.
Эталоны ответов
1. У больного перелом нижней челюсти. Заключение основано на данных анамнеза – наличие травмы, выраженный болевой симптом и данных объективного изучения – вынужденное положение нижней челюсти, боль отломков и подвижность челюсти при пальпации, нарушение прикуса, слюнотечение и кровотечение изо рта.
2. Дополнительные симптомы, каковые возможно распознать при пальпации – подвижность зубов в области перелома. Для подтверждения диагноза нужно рентгенологическое обследование, которое окажет помощь выяснить правильную его характеристику и локализацию перелома (полный, частичный, одиночный, множественный, оскольчатый и др.).
По состоянию больной не испытывает недостаток в госпитализации, для оказания специальной помощи он должен быть направлен в стоматологическую поликлинику.
3. Доврачебная помощь:
а) с целью профилактики асфиксии нужно совершить осмотр полости рта на наличие инородных тел (сгустка крови, коронки зубов и др.);
б) с целью обезболивания ввести парентерально препараты спазмолитического и анальгетического действия (анальгин, баралгин, атропин, но-шпа и др.;
в) совершить вправление фрагментов челюсти;
г) закрепить отломки челюсти в положении прикуса при помощи круговой повязки;
д) направить в стоматологическую поликлинику для оказания специальной врачебной помощи.
4. Диагностическая и лечебная программа в стоматологической поликлинике:
— рентгеноскопия головы в 2-х проекциях, проведение местной анестезии (0,5; 1, 2 % раствор новокаин, 2% раствор лидокаин, ультракаин и др.);
— фиксация и изготовление личных шин по Тигерштедту с зацепными петлями;
— советы больному по уходу за полостью рта и питанию;
— назначение сроков контрольного визита.
5. Наложение круговой фиксирующей повязки:
— руки моют с мылом;
— больному растолковывают движение процедуры;
— вскрывают упаковку бинта;
— выполняют пальцевое вправление отломков челюсти;
— меняя движение бинта через лобную и затылочную область с захватом подбородочного отдела, накладывают круговую повязку.
Задача №2
Вы фельдшер участковой поликлиники. На протяжении операции удаления зуба по окончании проведения доктором стоматологом местной анестезии 1% раствором новокаина у больного неожиданно показалась бледность кожных покровов, чувство удушья, тревоги, испуг, судороги жевательной мускулатуры, артериальное давление понизилось до 90/50 мм ртутного столба, пульс не сильный наполнения, нитевидный.
Задания
1. Выясните неотложное состояние, развившееся у больного.
2. Разработайте метод оказания неотложной помощи и обоснуйте любой этап.
3. Покажите технику внутривенной инъекции.
Эталоны ответов
1. У больного развился анафилактический шок в следствии парентерального введения 1 % раствора новокаина.
2. Метод действия:
а) Уложить больного на кушетку, высвободить дыхательные пути от сдавливающих частей одежды.
б) Обеспечить доступ свежего воздуха.
в) Ввести подкожно 1 мл 0,1 % раствора адреналина.
г) С десенсибилизирующей целью ввести антигистаминные препараты – 1% раствор димедрола 1 мл либо 1% раствор тавегила 2мл; 2% раствор супрастина 2мл, 0,25 % раствор пипольфена 1мл.
д) Для купирования сердечной недостаточности ввести сердечные гликозиды – 0,06% раствор коргликона 1мл; либо 0,05% строфантина 1мл в 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида
е) Для устранения бронхоспазма парентерально ввести 2,4% раствор эуфилина в 10 мл 0,9 раствора натрия хлорида.
ж) В тяжелых случаях вводят парентерально кортикостероидные препараты – 3% раствор преднизолона 1мл либо кортизон 250 мл.
з) Наблюдение за состоянием больного.
3. С целью проведения внутривенной инъекции нужно приготовить:
а) иглы и 2 шприц;
б) стерильный лоток;
в) стерильные ватные валики;
г) 70о спирт;
д) клеенчатую подушку;
е) жгут;
д) стерильные резиновые перчатки.
1.Обработать руки.
2. Надеть стерильные перчатки.
3. Под локоть подложить клеенчатую подушечку.
4. На среднюю треть плеча наложить и завязать жгут на рубаху либо салфеточку.
5. Попросить больного пара раз сжать кулак, в один момент обработать область локтевого сгиба последовательно 2 ватными стерильными шариками, намоченными спиртом.
6. Проверить отсутствие воздуха и проходимость иглы в игле.
7. Забрать шприц в правую руку: указательный палец фиксирует канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр.
8. Левой рукой натянуть кожу в области локтевого сгиба, пара смещая ее к периферии, дабы фиксировать вены (кулак больного сжат).
9. Не меняя положение шприца в руке, держа иглу срезом вверх, практически параллельно коже проколоть кожу и пунктировать вену, до ощущения попадания в вакуум.
10. Убедиться, что игла в вене. Потянуть поршень на себя – в шприце покажется кровь.
11. Развязать жгут левой рукой и попросить больного разжать кулак.
12. Не меняя положения шприца, левой рукой надавить на поршень, и медлительно ввести лекарственный раствор, оставив в шприце 1-2 мл.
13. Прижав к месту инъекции ватный шарик, намоченный спиртом, извлечь иглу.
14. Попросить больного согнуть руку в локтевом суставе (ватку со спиртом оставить на месте инъекции на 5 мин., а позже кинуть в дезраствор.
15. Снять перчатки.
Задача №3
Вызов на дом фельдшера скорой помощи.
Больной ребенок 6 лет предъявляет жалобы на сильные боли в области зубов нижней челюсти справа. Из беседы с мамой как мы знаем, что 2 дня назад показались жалобы на зубную боль на протяжении приема пищи в области нижней челюсти справа. К стоматологу не обращались вследствие того что сделали вывод, что зубы молочные и со временем сами выпадут, но к вечеру у ребенка встала температура до 38,5, начал нарастать отек мягких тканей, боль усилилась, ребенок плачет и отказывается от приема пищи, показались слабость и тошнота.
Объективно: выраженная асимметрия лица за счет воспалительного отека мягких тканей в области угла нижней челюсти справа, вынужденное положение нижней челюсти – рот полуоткрыт. При пальпации мягких тканей в области нижней челюсти справа и по переходной складке полости рта определяется сильная боль. Слизистая оболочка полости рта в области нижних правых молочных моляров гиперемирована, отечна; V и IV нижние правые зубы подвижны, перкуссия быстро болезненна.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные способы изучения для уточнения диагноза.
3. Поведайте об количестве путях направления и доврачебной помощи на госпитализацию.
4. Покажите технику наложения повязки при лечении флегмоны (по окончании вскрытия) в подбородочной области.
Эталоны ответов
1. У больного острый остеомиелит нижней челюсти справа. Заключение основано на данных анамнеза – наличие уничтоженных кариесом молочных зубов нижней челюсти справа, что есть источником для инфицирования костной ткани челюсти, выражен болевой симптом, явления интоксикации организма (температура тела до 38,5 , головная боль, вялость, слабость, тошнота) и объективных данных – наличие воспалительного отека мягких тканей челюстно-лицевой области справа, боли и отёка при пальпации в области переходной складки полости рта справа.
2. Дополнительные симптомы, каковые подтверждают диагноз — боль и подвижность при перкуссии в правых нижних молярах – IV и V. Для подтверждения диагноза нужно совершить рентгенологическое обследование, и лабораторные изучения – неспециализированный анализ мочи и крови.
3. Острый остеомиелит – заболевание, при котором продемонстрирована госпитализация больного в специальное отделение для оказания квалифицированной помощи. Данному ребенку с диагнозом “острый остеомиелит нижней челюсти справа” нужно с целью обезболивания ввести парентерально препараты анальгетического действия (баралгин либо аналгин) и направить в челюстно – лицевое отделение стационара.
4. Для наложения повязки по окончании вскрытия флегмоны либо абсцесса мягких тканей в подбородочной области нужно:
— вымыть руки с мылом;
— надеть стерильные резиновые перчатки;
— вскрыть упаковку стерильного бинта;
— на стерильную салфетку нанести мазь (Вишневского и др.);
— наложить салфетку с мазью на область флегмоны;
— наложить слой ваты и компрессную бумагу;
— закрепить повязку при помощи бинта – меняя движение бинта через затылочную и подбородочную область сзади уха.
Задача №4
Вы трудитесь фельдшером участковой поликлиники. На прием к стоматологу пришел мужчина 57 лет, в кабинете у него неожиданно развился приступ удушья. Его усадили на стул, он принял вынужденное положение – упирается руками о край стула, лицо – цианотичное, испуганное, грудная клетка – бочкообразной формы. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие, свистящие хрипы.
Задания
1. Выясните неотложное состояние развившиеся у больного.
2. Разработайте метод оказания неотложной помощи и обоснуйте любой этап.
3. Покажите технику применения карманного дозированного ингалятора.
1. У больного в ответ на раздражающие запахи в стоматологическом кабинете развился приступ бронхиальной астмы.
2. Метод неотложной помощи:
а) оценить состояние больного, обстоятельством вычислять резкий запах лекарств стоматологического кабинета, следовательно больного нужно безотлагательно перевести в второе помещение;
б) для облегчения дыхания расстегнуть пуговицы рубахи;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) для устранения бронхоспазма при наличии у больного карманного ингалятора организовать прием препарата (сальбутамола, беротека, новодрина и др.);
д) в тяжелых случаях при отсутствии результата ввести парентерально 2,4 % раствор эуфилина 10 мл в 10 мл 0,9 % раствора натрия хлорида либо 0, 1 % раствор адреналина 1 мл подкожно либо изодрин, новодрин;
е) с десенсибилизирующей целью ввести парентерально антигистаминные препараты (димедрол 1% — 1мл; либо тавегил 1% — 2мл; супрастин 2% — 2мл; пипольфен 0,25% — 1 мл);
ж) для купирования явлений сердечной недостаточности ввести парентерально сердечные гликозиды – коргликон 0,06% — 1 мл; либо строфантин 2% — 2 мл.;
3. Правила пользования карманным дозированным ингалятором:
а) встряхнуть баллончик;
б) поместить баллончик между указательным и громадным пальцами рук, сделать большой выдох и забрать мунштук в рот;
в) хорошо обхватить мунштук губами и надавив баллончик, медлительно сделать вдох;
г) извлечь мунштук изо рта, задержав дыхание на 10 сек., после этого – медлительно вдох;
д) по окончании применения – закрыть защитный колпачок на мунштуке.
Стоматит, другие болезни и плохие зубы полости рта. Семинар в Тольятти