Антимонопольная политика в россии

Большой уровень монополизации в современной России и его быстро отрицательное влияние на экономику делают нужным проведение в стране антимонопольной политики.

Еще в 1908 г. в Российской Федерации была предпринята попытка создания антимонопольного законодательства. Но принятие закона было сорвано организацией русских предпринимателей. Лишь в 1991 г. показался закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией и монополиями. На данный момент в Российской Федерации главными законодательными документами, регламентирующими деятельность монополий, являются: Конституция РФ, законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г. (в редакции законов РФ от 1992 г. и законов от 1995 и 1998 гг.), «О естественных монополиях» 1995 г., «О защите борьбы на рынке денежных одолжений» 1999 г., «Об электроэнергетике» 2003 г., «О размещении заказов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг для национальных и муниципальных потребностей» 2005 г., «О рекламе» 2006 г., «О защите борьбы» 2006 г. (с правками 2009 и 2010 на данный момент.), «О порядке осуществления зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для безопасности обороны государства и обеспечения страны» 2008 г., указы Главы Российской Федерации, распоряжения и постановления Правительства РФ. К примеру, в 1996 г. было принято распоряжение Правительства РФ «О реестре хозяйствующих объектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов».

С 2004 г. федеральным органом аккуратной власти – федеральным антимонопольным органом – есть Федеральная Служба по борьбе с монопозмом (ФАС России), осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере борьбы на товарных рынках, защиты борьбы на рынке денежных одолжений, деятельности субъектов естественных рекламы и монополий. С 1 февраля 2010 г. ФАС России кроме этого осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных законом «О национальном регулировании торговой деятельности в РФ» 2009 г. Так же указанная работа оказывает помощь малому бизнесу, поскольку создать здоровую среду борьбы в стране (поддерживая предпринимательство) возможно лишь в том случае, если удачно проводится антимонопольная политика.

Так, Закон «О конкуренции» устанавливает, что:

— запрещаются действия компании, занимающей главное положение на рынке, в случае если их результатом оказывается ущемление интересов и существенное ограничение конкуренции вторых участников рынка, а также отдельных граждан;

— запрещаются монопольные сговоры о стоимостях, изъятие товаров с рынка для поддержания недостатка, раздел рынка, попытка ограничения доступа на рынок соперничающих компаний и т.д.

Предметом регулирования закона «О защите борьбы на рыке денежных одолжений» являются отношения, воздействующие на борьбу на рынке ценных бумаг, рынке банковских одолжений, рынке страховых одолжений и рынке иных денежных одолжений и связанные с защитой борьбы на данном рынке. [1]

Примером деятельности ФАС РФ может служить следующий факт. «ФАС в осеннюю пору 2008 года признала четыре наибольшие российские нефтяные компании — Роснефть, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР — нарушителями закона о конкуренции за поддержание и установление в первой половине 2008 года монопольно больших цен на авиационный керосин и автомобильный бензин. ФАС установила, что эти компании создали совокупность коллективного доминирования на оптовом рынке горючего, на котором они занимали около 80%.

Ведомство предписало компаниям прекратить нарушения и выписало им штрафы на суммы от 1,1 миллиарда до 1,508 миллиарда рублей. Все компании оспорили предписание ФАС о нарушении антимонопольного законодательства в судах, при чем ТНК-ВР победила все три инстанции, и данный спор дошел до высшего арбитража.

Во второй половине 2009 года в рамках второй волны дел в отношении нефтяников ФАС оштрафовала Роснефть на 5,28 миллиарда рублей, Газпром нефть — на 4,7 миллиарда, ЛУКОЙЛ — на 6,5 миллиарда, ТНК-ВР — на 4,2 миллиарда рублей. Все компании кроме этого оспорили штрафы в судах.

ФАС РФ 9 февраля сказала о возбуждении дел против нефтяных компаний Роснефть, ЛУКОЙЛ и Газпром нефть за завышение цен на авиакеросин и дизельное топливо в конце 2010 — начале 2011 года. Это так называемая третья волна антимонопольных дел против наибольших нефтяных компаний страны.

В сообщении ФАС кроме этого говорилось, что у работы имеются вопросы к ОАО ТНК-ВР, ОАО Сургутнефтегаз и ОАО АНК Башнефть, каковые, по оценке ФАС, вошли в число коллективно главных компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году, но по этим компаниям до тех пор пока ведется предварительное расследование». [11]

Серьёзным направлением антимонопольной деятельности есть демонополизация экономики – радикальное сокращение числа секторов экономики, где установилась монополия.

Монополизация русского рынка сложилась как «наследница» национального монополизма социалистической экономики, которая представляла собой что-то наподобие единого народнохозяйственного комплекса, в котором каждое предприятие не было в полной мере самостоятельно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. К тому же советские монополисты были узкоспециализированы. Причем дублирование было минимальным либо вовсе отсутствовало.

В случае если в государствах рыночной экономики монополизация в большинстве случаев проходила методом организационного объединения первоначально свободных компаний, то коммунистический монополизм базировался на сознательном создании лишь одного производителя (либо весьма узкой группы производителей). [4]

Учитывая все это, возможно сделать вывод: российские монополии в основном не смогут быть демонополизированы методом разукрупнения. Но все же сейчас длится реформирование (не смотря на то, что на различных стадиях) наибольших монополий страны: ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Довольно последнего, реформирование уже закончилось, о чем было сообщено выше. на данный момент тяжело сказать о хороших итогах реформ, поскольку до тех пор пока происходят только формальные трансформации, не затрагивающие сути деятельности монополий.

Возможно выделить следующие принципиальные возможности понижения степени монополизации:

— прямое разделение монопольных структур;

— зарубежная борьба;

создание новых фирм.

Возможности первого пути в современной России очень сильно ограничены. Единый завод на части не поделишь, а случаи, в то время, когда производитель-монополист имеет несколько фабрик одного профиля, практически не видятся.

Второй случай – зарубежная борьба – явился, возможно, самым действенным и действенным ударом по отечественному монополизму. Но в весьма многих случаях из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная борьба была избыточно сильной. Вместо того дабы ограничивать злоупотребления, она практически стёрла с лица земли целые отрасли. Разумеется, что применять столь сильнодействующее средство нужно крайне осторожно. Импортные товары, несомненно, должны находиться на русском рынке, являясь настоящей угрозой для монополистов, но не должны становиться обстоятельством массовой ликвидации отечественных фирм.

Третий путь – создание новых фирм, соперничающих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он ликвидирует монополию, не уничтожая, наряду с этим само предприятие-монополист. К тому же новые предприятия – это неизменно новые и рост производства рабочие места.

В долговременной возможности все эти пути понижения степени монополизации русском экономики, без сомнений, будут использованы. Огромные трудности продвижения по ним, но, заставляют прогнозировать, что в близком будущем экономика России сохранит высокомонополизированный темперамент, не обращая внимания на проводимые реформы. [3]

Напомним, что предприятия, входившие во безграничную совокупность монополизма административно-командной экономики, в большинстве собственном были неэффективны, производственные фонды изношены; полноценной конкуренции в русском экономике не существовало. Многие большие российские фирмы до сих пор балансируют на грани банкротства, они сами нуждаются в национальной помощи. В этих условиях служба по борьбе с монопозмом не имеет возможности выдвигать каких-либо дополнительных требований к их деятельности, ухудшая их и без того тяжелое экономическое положение.

Главной сферой деятельности антимонольных органов в Российской Федерации стало регулирование деятельности естественных монополий. Организован реестр естественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся транспортировкой газа по магистральным трубопроводам, предоставляющиеся услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; одолжений общедоступной электрической и почтовой связи. [9]

Сложность регулирования стоимостей естественных монополий в Российской Федерации содержится в том, что цены внутреннего рынка занижены если сравнивать с мировыми. Но низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не разрешает устанавливать цены, равные мировым. Исходя из этого страной устанавливается потолок стоимостей, выше которого естественным монополиям не дано поднимать цены, и выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

Российские монополии в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности практически потеряли собственную власть над рынком. Российские фирмы появились в очень невыгодных условиях: с развалом СССР случился разрыв хозяйственных связей. Предприятия-смежники были поделены национальными границами. Переход к рынку "настойчиво попросил" нового типа мышления менеджеров фирм. Но большая часть фирм не было готово к кардинальной перестройке управления. Многие российские фирмы-монополисты были неконкурентноспособными если сравнивать с зарубежными компаниями и в конечном итоге убыточными. Так как государство быстро сократило заказы, а потребительский спрос населения переключился на импортные товары.

Решить переориентации обновления управления и проблему производства на новые условия хозяйствования предполагалось посредством приватизации гос собственности. Итогом приватизации стал переход монополизма административно-командной экономики в его рыночные формы.

Учитывая кризисное состояние экономики, российское законодательство повысило допустимую долю продукции предприятия в отрасли, которая есть свидетельством наличия монополизации рынка. Эта часть встала с 35 до 65%. Если сравнивать с Западом это большая доля. Послабления антимонопольного законодательства в Российской Федерации связаны с низкой конкурентноспособностью русских товаров если сравнивать с товарами мирового рынка. В этих условиях твёрдое антимонопольное давление страны может подорвать отечественное производство. Но в будущем, по мере того как российские фирмы адаптируются к условиям открытой рыночной экономики, меры национального регулирования предпринимательских монополий в Российской Федерации будут ужесточаться. [5]

Но сейчас в Российской Федерации существует комплекс неприятностей в области национального обеспечения и антимонопольного регулирования добросовестной борьбе, что не решен сейчас. Недочёты антимонопольного регулирования, политики обеспечения добросовестной борьбе самый остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно-обоснованные методики регулирования стоимостей в высокомонополизированных отраслях и естественных монополиях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Благодаря этого увеличивается ценовые диспропорции и инфляция издержек, подрывающие денежное положение фирм обрабатывающей индустрии, сферы одолжений и с/х. Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей. Процессы концентрации собственности остаются вне поля зрения органов антимонопольного регулирования. Из всего этого направляться, что, не обращая внимания на принимаемые в Российской Федерации меры по антимонопольному регулированию, помощи борьбы, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства, регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования повышения эффективности и антимонопольного законодательства его выполнения. [1]

Об антимонопольной политике – Вадим Новиков

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector