Защита жертв войны.

Интернациональное гуманитарное право является системой , в базе которой лежат, в первую очередь, положения, призванные защитить и гуманное обращение лицам, каковые или выведены из строя, или не принимают участие в вооруженном конфликте. Таких лиц именуют жертвами войны и к ним относятся пострадавшие, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население. Любая из четырех Женевских конвенций 1949 г. включает в себя правила защиты какой-то одной из главных категорий жертв вооруженных распрей, либо, как еще их именуют, покровительствуемых лиц. Так, в I Женевской конвенции регулируются вопросы защиты раненых и больных, во II Конвенции – защита раненых, лиц и больных, потерпевших кораблекрушение из состава армии на море, в III Конвенции речь заходит о военнопленных, а в IV Конвенции – о гражданских лицах, появлявшихся во власти соперника. Эти положения Женевских конвенций 1949 г. о защите отдельных категорий покровительствуемых лиц были дополнены и развиты Дополнительными протоколами 1977 г., существенно расширив положения о защите, предоставляемой личностям во время конфликта немеждународного характера.

В интернациональном гуманитарном праве неспециализированная совокупность защиты покровительствуемых лиц выстроена на базе предоставления особой, неспециализированной и минимальной защиты от последствий конфликта разным категориям лиц. Так, правом на особую защиту, другими словами на усиленную защиту если сравнивать с той, которая предоставляется главным категориям покровительствуемых лиц, владеют медицинский и духовный персонал, несовершеннолетние, дамы, и апатриды и беженцы. Помимо этого, закрепляется совокупность минимальной защиты, при которой отдельные категории лиц, не имеющие права на неспециализированную и особую защиту, смогут вместе с тем взять кое-какие гарантии. Это относится наёмников и шпионов, каковые, не имея статуса пленных, однако, владеют, к примеру, обеспечениями на судебное слушание их дела.

Положения Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с пленными», последовательность норм Дополнительного протокола I определяют правовой статус пленных и распространяются на всех законных участников интернациональных вооруженных распрей, не считая медико-санитарного и духовного персонала, каковые не считаются пленными.

Главным в режиме армейского плена есть то, что в соответствии со статьей 12 III Женевской конвенции военнопленные находятся во власти воюющего страны, а не во власти отдельных лиц либо воинских частей, забравших их в плен.

С пленными постоянно следует обращаться гуманно, и при любых событиях они есть в праве на уважение их достоинства. Независимо от степени ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащее в плену государство несет полную ответственность за обращение с пленными, оно обязано безвозмездно обеспечить содержание пленных и предоставление нужной медицинской помощи (ст. 15 III Женевской конвенции). Держащая в плену держава обязана со всеми пленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по обстоятельствам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. (ст. 16 III Женевской конвенции). Запрещается любой незаконный акт либо бездействие со стороны страны, во власти которого находится военнопленный, влекущие смерть либо большую опастность его здоровью. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо какому-либо научному либо медицинскому опыту, что не оправдывается его интересами и соображениями лечения. Такие действия рассматриваются как армейские правонарушения. Допускается только последовательность исключений, связанных со сдачей крови для переливания либо кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно (ст. 11 Дополнительного протокола I).

Только ответственным элементом принципа защиты жертв войны есть интернационально-правовая охрана гражданского населения. В соответствии с Дополнительному протоколу I гражданское население и отдельные гражданские пользуются неспециализированной защитой от опасностей, появляющихся в связи с армейскими операциями (ст. 51). Наряду с этим устанавливается, что гражданское население складывается из всех лиц, являющихся гражданскими. Гражданским же есть любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 6 пункта «А» статьи 4 III Женевской конвенции 1949 г. и в статье 43 Дополнительного протокола I. Помимо этого, при сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается таковым.

Защита гражданского населения и отдельных гражданских предполагает, что эти лица при любых событиях есть в праве на доброе обращение, на уважение к их личности, чести, домашним правам, обрядам и религиозным убеждениям, обычаям и привычкам (ст. 27 IV Женевской конвенции). Стороны в конфликте должны исходить из недопустимости принятия каких-либо мер, каковые смогут причинить физическое страдание либо привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. Вследствие этого запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья; медицинские либо научные испытания, не связанные с необходимостью лечения покровительствуемых лиц (ст. 32 IV Женевской конвенции).

В соответствии с статье 51 Дополнительного протокола I в целях осуществления неспециализированной защиты мирного населения от опасностей, появляющихся в связи с армейскими операциями, гражданское население как таковое, и отдельные гражданские не должны являться объектом нападения. Также, при всех событиях запрещаются: акты насилия либо угрозы насилием, имеющие главной целью терроризировать гражданское население; нападения неизбирательного характера; нападения на гражданское население либо отдельных гражданских в порядке репрессалий; применение присутствия либо передвижения гражданского населения либо отдельных гражданских для защиты определенных пунктов либо районов от боевых действий, в частности в попытках обезопасисть армейские объекты от нападения либо прикрыть боевые действия, помогать либо мешать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения либо отдельных гражданских с целью постараться обезопасисть армейские объекты от нападения либо прикрыть армейские операции.

Впредь до принятия Дополнительного протокола II положение гражданского населения во время вооруженных распрей немеждународного характера регулировалось статьей 3, общей для всех четырех указанных Конвенций. В соответствии с данной статье лица, каковые конкретно не принимают участия в боевых действиях, при конфликта, не носящего интернационального характера, должны при всех событиях пользоваться добрым обращением. Гражданское население и отдельные гражданские в соответствии с статье 13 Дополнительного протокола II пользуются неспециализированной защитой от опасностей, появляющихся в связи с армейскими операциями, в силу чего они не должны являться объектом нападения и в отношении них запрещаются акты насилия либо угрозы насилием, имеющие главной целью терроризировать гражданское население. В соответствии со статьей 17 запрещается принудительное перемещение гражданских, в случае если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения их безопасности либо настоятельными обстоятельствами армейского характера.

Права и защита жертв вооруженных распрей. Видеоурок по обществознанию 9 класс


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: