Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки

В США социально-педагогическая поддержка детей и подростков осуществляется через систему детских учреждений (общего и специального типа). Помимо государственных служб, существуют частные, которые оказывают разностороннюю поддержку программам по защите прав и интересов детей, например: “Детское Бюро”, “Служба защиты детей” и т.д. [7]. Процесс оказания социально-педагогической помощи привел к необходимости подготовки специалистов в данной сфере деятельности. Таким образом, в настоящее время в США существуют различные модели деятельности социальных работников в системе поддержки: “tutor” — тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), психолог, “adviser” — советник, “counsellor” — советник, консультант, “career-counsellor” — консультант по выбору профессионального пути, “remedial teacher” — учитель компенсирующего обучения, “child protection co-ordinator” — координатор по защите прав ребенка и другие[3]. В системе образования США практически в каждой школе работает социальный работник. Как подчеркивает Л.Я. Олиференко, данное направление социально-педагогической помощи стало рассматриваться как “отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения цели”[7]. В связи с этим разработаны следующие формы поддержки такие, как “school-counsellor” — школьный советник, “school-psychologist” — школьный психолог, “school social worker” — школьный социальный работник. Кроме образовательных учреждений деятельность социальных работников, особенно советников / консультантов (counsellor), широко представлена в летних американских лагерях: “all-round / general counsellor” — консультант по общим вопросам, “arts and crafts counsellor” — консультант по ручной работе (ремеслам), “land sports counsellor” — консультант по наземному спорту, “outdoor skills counsellor” — консультант по мероприятиям на открытом воздухе и другие.

Особый интерес представляет опыт Великобритании по организации педагогической поддержки детям. К. Маклафин разработал развивающую модель, которая включает в себя четыре элемента[5].

1-ый элемент — элемент благополучия:

оказание помощи школьникам в принятии решения и разрешения проблемы;

поддержка учащихся в то время, когда им трудно;

выявление и контроль тех учащихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;

координация работы с детьми внутри и вне школы.

2-ой элемент — программный. Учащиеся получают от взрослых новые психологические знания для развития личностной и социальной сферы детей. В процессе таких занятий учащиеся получают необходимые консультации, методы научения и учения, открыто высказывают свое мнение по поводу программ.

3-ий элемент — контроль, или сообщество. На данном этапе учащиеся участвуют в выполнении правил и решений школьного сообщества.

4-ый элемент — элемент управления, который заключается в том, что в каждой школе должен работать координатор, следящий за выполнением трех первых элементов.

Отличительной особенностью системы поддержки в Финляндии является то, что она рассчитана преимущественно на старшеклассников и тех, кто оканчивает образовательное учреждение. Для оказания педагогической поддержки подросткам в школах реализуется проект “Город как школа”, который предназначен для учащихся, имеющих некоторые проблемы в обучении. Они могут учиться непосредственно на рабочих местах, познавая процесс учения в реальной жизни. Данный проект предоставляет разнообразные ресурсы и возможности для обучения, охватывающего шесть направлений в разных сферах бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности, процесс занимает половину учебного времени[5].

В Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков в последнее время появились такие формы социально-педагогической помощи, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Эти формы социально-педагогической помощи обусловлены тем, что удаление подростка из привычного ему окружения имеет много недостатков. Преимуществом данной программы является то, что одновременно можно работать и с подростком, и с его семьей. Программа дневной помощи рассчитана на подростков (от 12 до 21 года), бросивших учебное заведение и находящихся в сложной жизненной ситуации. Целью данной программы является приобретение подростками положительного жизненного опыта, улучшения представления о себе и окружающем мире. Необходимо отметить, что особенностями данной программы является то, что, во-первых, подросток должен быть согласен участвовать в проекте, и, во-вторых, в процессе реализации данной формы поддержки учение отодвигается на второй план. Помимо вышеупомянутых программ в Нидерландах на сегодняшний день осуществляются такие формы социально-педагогической поддержки, как “Гаагские учебные мастерские” и “Зейзихт”, пансион, созданный по частной инициативе, для работы с подростками, не имеющими жилья[7].

На западе ребенок воспитывается в “культуре обращенности” за помощью в сложной жизненной ситуации[6]. Дети осведомлены о том, где и какую помощь они могут получить, они спокойно обращаются к различным специалистам как в школе, так и вне её пределов. В России тоже начинают появляться различные службы социально-психологической поддержки, но как показывает практика, обращаются за поддержкой в основном родители, а не сами дети. Как подчеркивает Михайлова Н.Н., не только в нашей стране, но и за рубежом существуют одни и те же проблемы при оказании педагогической поддержки.

В целом, наличие поддержки рассматривается зарубежными психологами как конструктивный фактор, способствующий преодолению стрессовых ситуаций с наименьшими потерями и мобилизующий человека в критические периоды жизни. Установлено также, что поддержка благотворно влияет на физическое и психическое здоровье, семейную жизнь и результаты деятельности. В зарубежных исследованиях психологическая поддержка рассматривается как необходимая составляющая всех выделенных видов поддержки — социальной, семейной, супружеской, педагогической.

Несмотря на то, что системы социально-педагогической поддержки разных стран отличаются немного друг от друга, каждая из них имеет свою специфику, суть самой поддержки не меняется — оказание помощи ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, с тем, чтобы он самостоятельно находил способы разрешения своих проблем и смог достигнуть позитивных результатов в обучении, общении и творческой деятельности.[8]

Заключение и выводы

Конечно, деятельность по педагогической поддержке, безусловно, является формирующей деятельностью, определенным образом воздействующей на сознание ребенка, однако способ формирования в данном случае заключается в пробуждении, развитии реальных возможностей ребенка заниматься самоформированием.

Педагогическую поддержку можно рассматривать как вызов неразвитому сознанию ребенка и как поддержку его возможностей и способностей к развитию. Способ его свободы решений, выбора, что делает ученика более способным к самостоятельной жизни. Но так же важно, что бы выбор был «правильным». Анализ точек зрения отечественных авторов (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина, А.Д. Андреева, В.П. Бедерханова, Е.И. Исаев, Н.М. Михайлова, С.И. Попова, В.И. Слободчиков, Т.А. Строкова, С.М. Юсфин, И.Ю. Шустова) и зарубежных ученых (А. Маслоу, К. Роджерс) по проблеме педагогической поддержки, который показывает, что педагогическая поддержка предполагает превентивную, оперативную помощь в решении индивидуальных проблем детей, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением. Получается, педагогическая поддержка нужна и в нравственном становлении личности.

Необходимость применения педагогической поддержки безусловна. В наше время развития гуманистического воспитания, педагогическая поддержка является ее составной частью. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью. А взаимодействие учителя и ученика делаются более открытыми, что способствует дифференцированному подходу. Я считаю, что педагогическая поддержка в наше время является и должна являться частью образовательного процесса в формировании нравственной личности ученика.

Список литературы

1. Нина Михайлова и Наталья Касицина «Педагогическая поддержка: гарантия права на риск».

2. Купряшина Н.Д. «Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя».

3.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. — М.: Инноватор, 1996. Вып. 6.

4.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

5.Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.-352 с.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector