Чтобы вы смогли составить себе более живой портрет Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, мы предложим вашему вниманию отрывки из воспоминаний его ученика Джьотишекхары Прабху, записанных Е.С. Бхакти Викашей Махараджем:
Пуповина, обвивавшая его тело во время рождения подобно брахманическому шнуру, оставила след, который был заметен всю жизнь. Даже когда Бимала Прасад был маленьким мальчиком, из-за большого мозга его голова была крупной в пропорции с телом. Его тело было украшено всеми признаками маха-пуруши, описанными в шастрах. Его стопы были мягкими как масло – настолько мягкими, что тем, кто прикасался к ним, казалось, что в них совсем нет костей. Его кожа была столь нежной, что даже малейшее прикосновение оставляло красное пятно. Высокого роста, более 190 см, он был изящно сложен. Его лицо было веселым, и он часто улыбался, хотя временами был очень серьезен. Он обычно вставал в два часа утра и начинал читать джапу. Иногда во время чтения он надевал очки, хотя в обычное время их не носил.
Иногда во время бесед Бхактисиддханта Сарасвати упоминал имя Радхи и внезапно начинал проявлять признаки экстаза. Он бледнел, затем краснел, покрывался гусиной кожей, и все его тело как бы застывало. Слезы изобильно начинали течь из его глаз, и его слова становились серьезными. Но обычно он сдерживал себя. Сарасвати Тхакур никогда не любил сахаджий, которые искусственно показывали так называемые «признаки экстаза», или провозглашали себя «такой-то-и-такой-то-сакхи». Поэтому обычно он объяснял обыкновенные вещи, не относящиеся к уровню бхавы или премы, которые не вызывали у него несдерживаемых эмоций.
Он принял титул «Прабхупада» во время своей второй церемонии Вьяса-пуджи, когда получил подношение от своего ученика Ананты Васудевы, в котором он использовал этот термин. До этого его обычно называли Сарасвати Тхакур, но постепенно все приняли имя «Прабхупада». Среди его любимых песен были «Гопинатх», «Радха-Кришна Бол», «Яшоматинандана» и «Радха-кунда-тата кунджа кутир» Бхактивинода Тхакура.
Из различных стихов наиболее часто он цитировал следующий:
Ависмритих кришна-падаравиндайох
кшинотй абхадрани ча сам таноти
саттвасйа шуддхим параматма-бхактим
гьянам ча вигьяна-вирага-йуктам
«Памятование о лотосных стопах Господа Кришны разрушает все неблагоприятное и дарует величайшую добрую удачу. Оно очищает сердце и дарует преданность Высшей Душе, наряду со знанием, наделенным мудростью и отрешенностью». (ШБ 12.12.55)
Что касается чистоты, Сарасвати Тхакур подавал идеальный пример. Он говорил: «Чистота окружает божественное. Если вы не саттвичны, вы не можете быть чистыми». Его стол, стулья и асаны – все должно было содержаться чистым, опрятным и ухоженным. Он омывался не менее трех раз день, всякий раз переодеваясь в чистую одежду. Если он касался рукой чего-либо нечистого, например, стопы, или перед тем, как прикасаться к джапа-мале, он делал ачаман. Перед принятием маха-прасада он мыл руки, а если ему приносили Джаганнатха-маха-прасад, он приносил ему дандаваты, обходил вокруг него три раза, и только после этого почитал его.
Сарасвати Тхакур обычно одевался очень просто, нося традиционные одежды санньяси, а зимой он также носил чадар. Однако, если было очень холодно, он носил особое пальто. Он пользовался палкой для ходьбы, и шею его украшали пять ниток бус из туласи. Его одежду обычно покупали преданные, и люди часто приносили ему чадары, одежду, ткань, обувь и т.д., когда приходили увидеться с ним. Иногда он покупал одежду сам, а если кто-нибудь просил у него, или если он видел, что у кого-либо нет теплой одежды, он отдавал им свою.
Он одевался экстравагантно только в проповеднических целях или по случаю особых событий, как, например, в случае одного приема в Мадрасе, где на фотографии он изображен в сюртуке, изящной одежде, обуви английского стиля, и в тюрбане, который он одевал только по случаю очень важных публичных мероприятий, в то время, как обычно, если на улице было жаркое солнце, кто-то из учеников просто держал над ним зонтик.
Когда его двое учеников-санньяси отправились в Англию, они также были одеты в сюртуки, поскольку им предстояло проповедовать на Западе. Однако, хотя иногда ради проповеди он и одевался очень роскошно, он предостерегал своих учеников-санньяси в Индии, чтобы те одевались просто. Бхактисиддханта Сарасвати не хотел, чтобы они подражали его положению ачарьи.
Временами он также использовал слонов и лошадей, и иногда люди начинали критиковать его, говоря: «Что вы за садху со всей этой роскошной одеждой, слонами и лошадьми?», – но он восклицал: «Всех лошадей и слонов должны использовать только садху. Все машины тоже предназначены для садху. Предметы роскоши в этом мире требуются лишь для служения Кришне, а не для чего-либо еще».
Один Сикх по имени Мочха Сингх был наемным телохранителем Сарасвати Тхакура. Он был очень высоким и сильным и каждый вечер съедал по 28-30 чапати. На самом деле, никакой опасности не было, но его держали просто ради увеличения престижа Сарасвати Тхакура.
2013.12.21 — День ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (Омск) — Бхакти Вигьяна Госвами