Западное и советское общество как порождение двух разных типов цивилизации

Введение

В течение десяти лет, прошедших по окончании поражения СССР в холодной войне, мы замечаем нарастающую дестабилизацию мироустройства. «Перестройка» мира, частью которой стала и отечественная катастрофическая перестройка, формирует широкие территории хаоса, чреватые угрозами. Хаос появляется и в экономике, и в культуре, в сфере права и национально?национальных взаимоотношений, кроме того в характере воспроизводства и семьи рода человеческого. Особенным вызовом для России стал процесс, именуемый туманным словом «глобализация».

Введенный сравнительно не так давно термин глобализация — чисто идеологическая конструкция, закрывающая то новое мироустройство, которое спешат установить США и их партнеры на волне провала СССР. Основная ее мысль — полное раскрытие экономики, информационной сферы и финансовой системы всех государств, каковые не могут этому сопротивляться. Выдвинут кроме того тезис об отмене суверенитета государств над их природными ресурсами. Глобализация — это доведенный до крайности паразитизм мирового капитализма, что на время распоясался, поскольку его некому приструнить. Речь заходит не о стихийном явлении, а о социальном ходе; он имеет собственных идеологов, организаторов, агентов влияния. Отношение к глобализации — сознательный выбор, что определяется интересами и идеалами.

В то время, когда появился современный Запад как принципиально новый тип общества, человека, государства и хозяйства, то сразу же выявилась ответственная для всего человечества особенность данной цивилизации — экспансионизм . Западный капитализм немыслим без постоянного роста , соответственно, постоянного овладения новыми источниками энергии и сырья, и рынками сбыта. Новое время отмечено двумя волнами «глобализации» западного капитализма, двумя громадными «выбросами Запада» вовне его начальных географических границ. Первая волна последовала за великими географическими открытиями и означала колонизацию многих незападных культур. На протяжении ее много народов а также целых цивилизаций были легко стёрты в пух и прах.

Вторая волна, уже в конце XIX — начале XX столетий, знакомая нам как эра империализма , была связана с применением новых механизмов овладения ресурсами незападных народов. Сейчас объектами экспансии стали громадные цивилизации, избежавшие колониальной зависимости либо уже освободившиеся от нее (Китай, Российская Федерация, страны Латинской Америки). Обе эти волны вызывали целую череду замечательных войн и революций, а также мировых. Сейчас поднимается третья волна.

Ясно, что перед лицом очередной угрозы глобализации, другими словами перестройки мира в интересах ведущего экспансию Запада, в любой цивилизации и культуре поднимается вопрос об ответе на данный исторический вызов, вопрос о выработке метода сохранить собственный культурный генотип, ядро собственных цивилизационных показателей — сохранить собственные народы. В начале ХХ века так и ставил задачу России Д. И. Менделеев — «сохраниться и продолжить собственный свободный рост».

Из истории мы знаем, что многие культуры и страны не нашли адекватного ответа — погибли либо были перевоплощены в зону периферийного капитализма с угасанием собственной культурной идентичности. В одних случаях национальная элита от сопротивления и перешла на сторону Запада, став его приказчиками в собственных придушенных государствах. В других случаях были попытки закрыться от западной экспансии культурными барьерами, что задерживало развитие, тормозило модернизацию и делало страну беспомощной против военной экспансии Запада. Китай и Россия были вынуждены ответить на вызов огромными катастрофическими революциями.

Но в любом случае опыт этих столкновений и противостояний дал нам один неспециализированный и ответственный исторический урок: для выработки эластичного и действенного ответа нужно достаточно полное и понимание природы и глубокое знание двух громадных совокупностей — цивилизации и собственной цивилизации, осуществляющей экспансию (другими словами Запада). Нужно мочь хладнокровно, без иллюзий и надрыва ответить себе: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» — и сравнить всю матрицу ответов с той матрицей, на которой выстроена западная цивилизация. Лишь тогда станет ясно, чем мы не можем пожертвовать, осваивая технологии и институты Запада, в какой коридор нам нужно стремиться толкнуть неравновесные процессы втягивания нас в новое глобальное мироустройство.

В типично цивилизационной войне, взявшей условное наименование «холодной», СССР проиграл во многом вследствие того что «мы не знали общества, в котором живем». Мы не знали, в чем сущность отечественной цивилизации, что для нее полезно, что безвредно, а что смертельно. Поражение вынудило нас задуматься, и что?то из взятого тяжелого урока мы можем успеть освоить и применить на протяжении нынешнего наступления на само бытие громадных незападных культур — и в первую очередь России.

Этим вопросам и посвящена эта книжка, примыкающая к более большому труду «Советская цивилизация» (М., Метод, 2001).

Три вида цивилизаций


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: