Занятие 3. вежливый отказ

Психолог. Нередко случается так, что, когда вас просят о чем-то, вам приходится говорить «нет», отказываться от того, что вам предлагают или о чем просят. Тема наших двух следующих занятий: «Вежливый отказ».

Упражнение

Психолог.Давайте выполним следующее упражнение в парах.
Дети разбиваются на пары.
Рассмотрите рисунки.
Каждой паре раздается комплект ситуаций (см. рис. 9).

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 9

Психолог.По очереди выполните следующее задание: представьте, что эти люди обращаются с просьбой непосредственно к вам.
Вам надо:
— отказаться, то есть сказать «нет» в каждой ситуации;
— постараться, чтобы ваш отказ был вежливым и звучал уверенно.
Ваш партнер должен помогать вам, говоря о том, насколько вам удается вежливо отказывать.
Если что-то не получается, повторите задание. Затем поменяйтесь ролями.
Затем психолог раздает каждому ученику «лесенки» для самодиагностики
(см. рис. 10) и просит отметить на них: 1) степень легкости-трудности задания, 2) насколько каждому легко или трудно отказывать в просьбах знакомым и родным.

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 10

Психолог.Оказывается, далеко не всегда легко отказывать. Сказать «нет», когда о чем-то просят друзья или родители, бывает сложно по многим причинам.
Психолог раздает каждому ребенку лист с заданием (см. рис. 11).

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 11

Психолог.Посмотрите на рисунок и продолжите фразу: «Сложно отказать, потому что…» Подчеркните те причины, по которым вам бывает сложно отказывать друзьям или родителям. Если есть еще какие-то причины, по которым вам трудно отказывать, напишите их. У каждого могут быть свои причины.
Как вы думаете, бывают ли уважительные причины, по которым вы можете отказать, даже если с просьбой обращаются друзья или родители?
Психолог поддерживает ребят, называющих уважительные, с их точки зрения, причины.

Упражнение

Ребятам раздаются листы с указанием различных уважительных причин для отказа (см. рис. 12).

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 12

Психолог.На листах указаны некоторые из возможных уважительных причин для отказа. Отметьте, какие причины являются уважительными с вашей точки зрения.
Ребята выполняют задание.
Приведите примеры ситуаций, когда вам пришлось отказать по отмеченным вами причинам.
Дети приводят примеры, класс обсуждает эти примеры.
Получается, что в общении важно учитывать не только интересы собеседника, но и свои собственные. Тогда можно действительно говорить о равноправном общении.
Отказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания. На следующем занятии мы рассмотрим, как отказывать, не обижая другого человека и сохраняя с ним хорошие отношения.
Психолог благодарит ребят за работу и прощается до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 4. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ (продолжение)

Психолог. Сегодня мы будем учиться вежливому отказу. Если отказывать, не объясняя причины, да еще делать это грубо, то можно сильно обидеть другого человека. Но если, отказывая, объяснить причину, то ваш собеседник может понять вас и ваши отношения не станут хуже.

Психолог пишет на доске «формулу» отказа:

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ = ОТКАЗАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УВЕРЕННО + ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ, ПО КОТОРОЙ ТЫ ОТКАЗЫВАЕШЬ

Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах.
Дети разбиваются на пары.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Дети выполняют задание.
Психолог.Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

Упражнение

Психолог.Это упражнение вы будете выполнять в малых группах. Разделитесь на группы по 4–5 человек. Каждая группа рассмотрит четыре ситуации отказа. Ваша задача — предположить, какие чувства возникают у человека, которому отказывают.
Группам раздаются рисунки — 4 ситуации отказа (см. рис. 13, 14, 15, 16.)

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 13

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 14

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 15

Занятие 3. вежливый отказ

Рис. 16

При обсуждении психолог выясняет, какие чувства возникают у тех, кому отказывают в таких ситуациях. Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
Психолог.Я хочу обратить ваше внимание на то, что на улице или во дворе вы нередко встречаетесь с незнакомыми людьми, которые могут вызывать у вас ощущение опасности. Если к вам подходит незнакомый человек и уговаривает покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить его, показать, где вы живете — это может быть небезопасно. В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ! Если у вас появились опасения, отойдите от незнакомца подальше и бегите к знакомым вам людям или позовите на помощь.
К счастью, такие ситуации возникают не так уж часто. Но о них надо знать. Во всех остальных случаях важно помнить, что у вас есть право на отказ. Старайтесь только отказывать вежливо.

Упражнение

Психолог. А сейчас последнее упражнение, которые мы выполним на наших занятиях. Возьмите листок и ручку и закончите предложения, начало которых я напишу на доске.
Психолог на доске пишет начало предложений:

  • Я могу отказать, если…
  • Мне сложно отказывать, когда…
  • Если мне отказывают по уважительной причине, то я…

Психолог. Я надеюсь, что на наших занятиях вы узнали много полезного для себя. Я хочу поблагодарить вас за ваше участие в занятиях и пожелать вам радости в мире общения.

ЛИТЕРАТУРА

Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М.: УЦ «Перспектива», 2001

GS4112 ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector