Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия

Часто люди выдвигают в полной мере конкретные обоснования в пользу агрессивного поведения. Так, к примеру, одна мамаша, хотя наказать строптивую дочь за небольшое неповиновение, бегала за ней по помещению, иногда повторяя: «Дай побью, тогда успокоюсь».

Отыщем в памяти рассказ А. П. Чехова «Не в духе». Проигравший в карты 8 рублей старший пристав Семен Ильич Прачкин мрачно ходит по помещению в расстроенных эмоциях и слушает, как в соседнем помещении его сын Ваня учит стих А. С. Пушкина, без финиша повторяя «Зима! Крестьянин, торжествуя…». Сперва папа передразнивает сына, а после этого, будучи не в силах совладать с раздражением, кличет к себе, дабы выпороть за давешний проступок (Чехов, 1960, с. 350).

Реакция вымещения послужила темой для множества карикатур видного живописца Бидструпа.

Не смотря на то, что фрейдисты поставили в прямую зависимость катарсис и агрессию, опыты продемонстрировали, что облегчение наступает далеко не всегда, в особенности в случае если агрессия сопровождается эмоцией вины, стыда.

Смогут ли мнимые агрессивные действия выполнить функцию облегчения? В жизни мы частенько видим, как мать срывает собственный недовольство на ребенке, хозяин на собаке, ребенок, отшлепанный ремнем, мучает кошку. А вдруг человек получает возможность отреагировать в мыслях, фантазируя либо применяя безобидный объект (куклу, игрушку), получает ли его общение более цивилизованные черты, возвращается ли в рамки вежливого поведения?

На данный вопрос отвечает опыт С. Фешбаха (1955; по: Аронсон, 1998). В рамках опыта учитель обижал, высмеивал группу студентов, по окончании чего половине студентов предоставлялась возможность отреагировать письменно, а у второй половины группы не было бумаги. В следствии обе части группы выяснялись «зараженными» агрессией, но те, кто смог высказаться на бумаге, становились менее агрессивными.

Другие опыты говорят о том, что прямая агрессия в основном снимает напряжение. Длящаяся вербальная агрессия (оскорбления, прозвища) не сокращает, а увеличивает враждебность (другими словами налицо эффект суммации агрессии). Появляется привычка реагировать враждебно.

Вербальная агрессия кроме этого может выступать как средство, облегчающее последующие агрессивные действия впредь до физического действия.

Представьте, что вы бежали к отходящему междугороднему автобусу. Шофер видел вас, но отъехал. Один человек на остановке ругает водителя и предлагает вам писать жалобу, а второй жалеет вас и утешает. В каком случае вы станете больше злиться (пускай без звучно), другими словами агрессивность будет увеличиваться?

Верный ответ: в случае если человек находится в ситуации фрустрации, то попытки провокации агрессии приводят к уменьшению агрессии, а симпатия и жалость — к повышению агрессивности.

Как выяснилось, объяснение обстоятельств поступков снижает агрессию. Победы формируют агрессию, а поражения снижают ее. В то время, когда мы ожидаем помощи и снисхождения от человека, одержавшего победу, то часто бываем не очень приятно поражены его раздраженностью, враждебностью.

Известно кроме этого, что люди, каковые действуют анонимно, склонны поступать более враждебно, поскольку понижается беспокойство по поводу социальной оценки, снимаются внутренние ограничители. Исходя из этого, появлявшись в группе, дети время от времени совершают более ожесточённые действия по отношению к своим сверстникам, чем если бы они действовали в одиночку. Вспомните красивый фильм Р. Быкова «Чучело». В случае если ребенка сурово наказывать, это приведет к формированию у него агрессивности, которая сперва будет проявляться в отсутствие того, кто наказывал, а с возрастом еще усилится.

Испытания по наказанию «агрессивных моделей», воспитанию через «наказание другого» говорят о том, что наблюдение за наказанным агрессором не усиливает агрессивного поведения ребенка. Существенно сдерживает агрессию присутствие неагрессивных людей.

Сказка про тигрёнка. Коррекция агрессии, агрессивного поведения у ребенка


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: