Законодательная база по бухгалтерскому учёту.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта состоит из документов четырёх уровней.

1. Законодательные акты – указы президента, постановления правительства РФ, федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие деятельность бухучёта в организациях.

2. Российские стандарты — ПБУ (положения по бухучёту), которые устанавливают принципы и базовые правила ведения бухучёта по сферам деятельности организации, видам активов, а также составления и представления бух отчётности.

3. Методические рекомендации по учёту имущества и затрат, которые утверждает минфин России с учётом отраслевой специфики и видов деятельности организации.

4. Рабочие документы организации – положения об учётной политике организации, рабочие документы по организации учёта отдельных видов активов затрат, собственного капитала, организации документооборота и первичного учёта.

Письма минфина и письма ИФНС не являются нормативными документами – это мнение чиновников по спорным вопросам. У суда своё мнение.

Организация бухучёта.

Обязанность по организации бухучёта на предприятии лежит на руководителе, который в зависимости от объёма бухгалтерской информации может:

1. Организовать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером.

2. Ввести штатную должность бухгалтера

3. Воспользоваться услугами специальной организации или специалиста на договорной основе (аутсорсинг, дешевле чем содержать целый штат бухгалтеров если сделки редкие и большие)

4. Вести бухучёт самостоятельно.

Бухгалтерия должна быть самостоятельной структурной единицей, подчиняющейся только руководителю.

При организации отдела бухгалтерии можно выделить следующие направления:

1. Расчётная группа (зарплата, больничные листы, НДФЛ, отпуска, алименты, страховые взносы, удержания);

2. Материальная группа (учёт расчётов с поставщиками, и складской учёт)

3. Производственная группа (калькуляция себестоимости)

4. Финансовая группа (расчёты по банку и валютным счетам, бывает достаточно 1 человека)

5. Группа учёта сбыта (расчёты с покупателями, учёт реализации, движение на складах готовой продукции)

6. Общая группа (оформление Главной книги – итоговый учётный регистр, оформление и сдача отчётности)

Права и обязанности главного бухгалтера:

1. Главбух назначается и устраняется руководителем.

2. Главбух отвечает за: формирование учётной политики, правильность ведения бухучёта, отчётность на предприятии, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия .

3. Без подписи главбуха финансовые, расчётные и денежные документы считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

4. Главбуху запрещено принимать документы противоречащие законодательству (если возникают противоречия по законности документа с руководителем, то главный бухгалтер может использовать их с письменного распоряжения руководителя с датой и подписью.

5. С главным бухгалтером согласуется приём и увольнение материально ответственных лиц, а именно кассиров, кладовщиков и продавцов

6. На главбуха нельзя возлагать ответственность связанную с материальную ответственность (на малых предприятиях, где нет в штате кассира его обязанности может выполнять главбух, но для этого с ним должен быть заключён о материальной ответственности и сделана соответствующая запись в приказе и трудовом договоре.

7. Все работники организации должны представлять в бухгалтерию документы, связанные с хозяйственными операциями.

8. За искажение данных бухучёта руководитель может быть привлечён к административной и уголовной ответственности.

Учётная политика.

Нормативный документ: ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Учётная политика – принятая на предприятии совокупность методов ведения бухгалтерского учёта, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с ФЗ №129 каждое предприятие обязано сформировать учётную политику (УП).

1. Налогоплательщик не обязан предоставлять учётную политику вместе с отчётностью

2. УП предъявляется при налоговой проверке

3. Обязанность по формированию учётной политики лежит на руководителе.

4. УП заверяется приказом и применяется с 1.01 года следующего за годом принятия

5. Предполагается, что УП будет применяться последовательно из года в год.

6. У вновь созданного предприятия УП должна быть сформирована в течение 90 дней.

7. УП применяется всеми подразделениями предприятия , даже выделенными на самостоятельный баланс.

8. УП должна раскрывать 3 основных аспекта:

1. Организационный:

  • структура работы бухгалтерии
  • выбор формы бухучёта
  • рабочий план счетов
  • график документооборота
  • порядок проведения инвентаризации
  • формы бухучёта и первичных документов, разработанных на предприятии
  • внутренняя отчётность (состав, формы, сроки, исполнители)
  • выделение подразделений на самостоятельный баланс
  • внутрихозяйственный контроль состоит из:

a) разделения хозяйственных функций и функций контроля

b) разделение функций по учёту ТМЦ и расчётов с поставщиками

c) ответственность работников за ТМЦ и первичные документы

d) круг должностных лиц имеющих права подписи

e) организация хранения ценностей

f) использование бланков строго отчётности

g) средства охраны

h) внезапные проверки ценностей

i) обучение персонала обращению с материальными ценностями и документами

2. Методологический в вопросах бухгалтерского учёта раскрывает выбор способов и методов бухгалтерского учёта и методов оценки, которые необходимо сделать в следующих случаях:

  • Когда законодательство предполагает несколько способов учёта
  • Когда есть противоречия в нормативной базе
  • Когда порядок учёта нерегламентирован ни в нормативной базе, ни в законодательстве
  • Когда есть расхождения правил бухгалтерского (затраты и доходы, на то, что было произведено) и налогового учёта (порядок расчёта налоговой базы) объектов и операций:

a) Установить границы между основными и оборотными средствами (срок полезного использования и стоимость)

b) Порядок начисления износа по основным средствам

c) Порядок погашения стоимости МБП (малоценные быстроизнашивающиеся предметы, где-то 1 месяц)

d) Порядок амортизации НМА (счёт 04)

e) Отражение в учёте приобретения материалов и МБП с отражением на отдельном счёте транспортно-заготовительных расходов

f) Оценка товаров по продажной стоимости и по покупной

g) Расчёт себестоимости материальных ресурсов отпущенных в производство методами LIFO (last in – first out, мы берём стоимость последнего полученного материала, и по нему будем рассчитывать себестоимость), FIFO (first in – first out, сначала мы спишем то, что пришло первым), средняя себестоимость

h) Учёт и распределение общехозяйственных расходов (счёт 26)

i) Метод учёта затрат и калькулирования

j) Распределение затрат вспомогательных производств

k) Перечень резервов предстоящих расходов: резерв на ремонтный фонд, резерв по сомнительным долгам (вряд ли отдадут), резерв по обесцениванию ценных бумаг, резерв на отпуска

l) Метод определения выручки от реализации

m) Порядок исчисления и выплаты дивидендов

n) Учёт процентов по кредитам и займам

o) Распределение косвенных расходов между объектами учёта

3. Методологический в вопросах налогового учёта.

Налоговый учёт это система, в которой определяется налоговая база. В этом разделе принимается порядок признания доходов и расходов, начисления амортизации для целей налогового учёта, определения о ликвидации налоговых разниц (это разница между результатом бухгалтерского и налогового учёта), а также особенности исчисления прибыли и НДС.

В некоторых случаях необходимо внести изменения в УП:

1. Когда внесены изменения в законодательство РФ или нормативные акты бухучёта.

2. Если предприятие разработало новые способы ведении бухучёта.

3. Когда произошли существенные изменения условий работы предприятия

Изменения к УП оформляются приказом и сопровождаются пояснительной запиской, в которой обосновывается изменение УП.

Классификация счетов бухучёта (семинар)

Отражение многообразных хозяйственных операций с целю их группировки и контроля осуществляется на большом количестве счетов. Важным условием их правильного применения является классификация, которая может осуществляться по следующим существенным признакам группировки:

1. По назначению и структуре

2. По экономическому содержанию

3. По отношению к балансу

Классификация счетов по назначению и структуре предусматривает подразделение счетов в зависимости от их непосредственной функции в учётном процессе и отражение на них тех или иных результатов. Классификация показывает каково строение счетов, для получения каких показателей они используются и как получить эти показатели.

Схема классификаций счетов бухгалтерского учёта по назначению и структуре.

Счета бухгалтерского учёта:

I. Основные:

А) Денежные

Б) Нематериальные

В) Материальные

Г) Счета учёта капитала

Д) Ссудные

Е) Расчётные

II. Регулирующие:

А) Контрарные

Б) Дополняющие

В) Контрарно-дополняющие

III. Операционные:

А) Калькуляционные

Б) Собирательно-распределительные

В) Операционно-результативные

4. Отчётно-распределительные

5. Финансово-результативные

Закон № 402-ФЗ о бухгалтерском учете в 1С 8.3

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector