Возвращение короля

Гэндальф скачет в Гондор — предупредить жителей Минас-Тирита о грядущем наступлении войск Мордора. Он застаёт безвольного Дэнетора, наместникаГондора, в трауре по Боромиру. После того, как и его младший сын, Фарамир, был тяжело ранен, Дэнетор в безумии решил совершить самосожжение с телом сына. Гэндальфу, которого едва успел предупредить Пиппин, удалось вытащить из костра только Фарамира. Гэндальф берёт на себя руководство обороной города; в это же время к стенам Минас-Тирита подходит долгожданное роханское подкрепление. Войска Теодена приходят на помощь, сам король гибнет в бою, но его племянница Эовин вместе с Мерри убивают предводителя назгулов. Арагорн, сняв пиратскую блокаду южного Гондора и приведя его ополчение на захваченных пиратских судах, довершает разгром орков.

Сэм освобождает Фродо, воспользовавшись очередной междоусобицей орков. Из последних сил хоббиты достигают вулкана Ородруин. Измученный Фродоокончательно попадает под власть Кольца и объявляет, что не будет уничтожать его, а желает сам быть его Властелином. Сэм бессилен помешать другу. Голлумнападает на Фродо, откусывает ему палец и завладевает Кольцом, но по неосторожности падает в жерло вулкана вместе с «прелестью», тем самым невольно уничтожив её. Саурон, правивший орками и Мордором, на этот раз навсегда развоплощён, его твердыни разрушаются, войска бегут в страхе. Гигантские орлы спасают Фродо и Сэма со склонов извергающегося Ородруина.

Арагорна провозглашают королём Гондора, исцелённый им Фарамир передаёт ему власть и женится на Эовин. Четвёрку хоббитов чествуют как героев. По возвращении домой они обнаруживают, что их страна захвачена разбойниками под предводительством Сарумана. Герои поднимают народ хоббитов на восстание и изгоняют захватчиков, Саруман гибнет от руки собственного приспешника Гримы.

Фродо возвращается к мирной жизни и описывает свои похождения в Алой Книге. С годами старые раны и тоска овладевают им всё чаще. Гэндальф решает забрать Фродо и Бильбо, Хранителей Кольца, в Валинор — заморскую страну эльфов. Эльфы покидают Средиземье, с ними уходят чудеса и магия. Начинается эпоха смертных людей.

На Толкина произвела тяжёлое впечатление Первая мировая война, а также индустриализация Англии, по его мнению, разрушившая ту Англию, которую он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому).

Мифология

Значительное влияние на «Властелина колец» оказал древнебританский Артуровский эпос. Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина. Арагорн — наследник королевского трона, подтверждающий своё право волшебным мечом, полученным от эльфов, исцеляющий наложением рук — весьма близок к королю Артуру. Некоторые также видят в нём образ Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явлениекоторого предсказано в пророчестве.

Роман имеет также ряд параллелей с германо-скандинавской мифологией. В частности, внешность доброго магаГэндальфа (седая борода, широкополая шляпа и плащ) похожа на внешность скандинавского бога Одина в его ипостасикультурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина — «сеятель раздоров» — представлена в романе образом злого мага Сарумана. А одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси — Грима («Скрытый») — носит тайный слуга Сарумана.

К скандинавской мифологии отсылает образ сломанного меча, перековываемого заново (одна из базовых сюжетных линий мифа о Сигурде), а также образ девы-воительницы (у Толкина — Эовин), раненной в бою и погружённой в колдовской сон (образ валькирии Брюнхильд). Образ Боромира, в особенности сцена его гибели, имеет много общего с древнефранкским эпосом о Роланде.

Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Однако сам Толкин отрицал связь между произведениями Вагнера и сюжетом «Властелина колец». Характерным отличием толкиновского сюжета от вагнеровского является то, что, по Толкину, Кольцо уничтожает не герой, а маленький хоббит (сказочно-фантастическая версия образа «маленького человека», распространённого в реалистической литературе XIX—XX веков). Можно провести параллели и между Фафниром и Голлумом: оба ради обладания кольцом убили своего друга, и обоих это сильно изменило.

Современность

Существуют исследования, предполагающие, что на «Властелин колец» оказали влияние и реальные события, происходившие во времена Толкина. Весьма популярна версия о том, что Война Кольца является аллегорией Второй мировой войны, а Мордор, таким образом — нацистская Германия. По мнению многих авторов, поскольку «Властелин колец» писался во время Второй мировой войны, эта война не могла не оказать влияния на Толкина, даже помимо его воли и сознания.

Сам Толкин отрицал какую-либо аллегоричность своих произведений, двойственность трактовок и скрытые намёки на реальные события, народы и страны. Согласно его предисловию к исправленному изданию «Властелина колец», главным мотивом книги был рассказ истории, а не подтекст:

8. Джон Бо?йнтон При?стли (англ. John Boynton Priestley, [d??n ?b??nt?n ?pristli]; 13 сентября 1894, Брэдфорд — 14 августа1984, Стратфорд-на-Эйвоне) — английский романист, эссеист, драматург и театральный режиссёр.

Пристли родился 13 сентября 1894 года в Брэдфорде в семье провинциального учителя. После окончания обучения работал клерком, во время Первой мировой войны служил в армии. После войны поступил в Кембриджский университет, где изучал английскую литературу. Занимался литературной критикой, в частности опубликовал книгу «Фигуры в современной литературе». Затем последовало ещё несколько эссе и литературно-исторических трудов. Но настоящую известность Пристли принёс роман «Добрые товарищи» (англ. The good companions, 1929) о приключениях труппы бродячих артистов.Пристли является одним из популярнейших драматургов Великобритании.Умер Пристли 14 августа 1984 в Стратфорде-на-Эйвоне.

9. 10. I.Грэм Грин (р.1904) – современный английский писатель, один из нынездравствующих прозаиков Запада. Автор многочисленных произведений, онснискал себе всемирную славу и репутацию подлинного мастера прозы – вчастности политического романа. Грина нередко именуют живым классиком. Иделают это не столько в знак уважения к внушительному творческому стажу,сколько воздавая должное художественному качеству и увлекательности егокниг. Интерес к книгам писателя изредка усиливается благодаря тому, что вприроде его таланта – извлекать большие философские обобщения из самыхострых конфликтов современности.Писать Грин начал рано, ещё студентом Оксфордского университета, куда онпоступил в 1922г.. Как и многие начинающие отдал дань поэзии, одновременнозанимаясь журналистской работой. Уже в 1925 году, когда ему был двадцатьодин год, вышел в свет небольшой сборник стихотворений – его первая иодновременно последняя книга стихов. В дальнейшем Грин писал рассказы ипьесы, путевые очерки и эссе, критические рецензии и автобиографическуюпрозу. В то же время он уделял большое внимание и журналистике: в частностис 1926 года в течение четырёх лет был редактором (помощником) газеты«Таймс». Журналистика оказалась хорошей школой для будущего прозаика:навсегда пробудила интерес к текущим событиям, приучила к оперативности илаконизму. Будучи журналистом, много путешествовал, жил в Африке, Мексике,Вьетнаме.

В 1926 году писатель принял католичество, и это, несомненно, повлияло наего творчество. Вопросы веры и безверия, греха и благодати, духа и постоянно оказываются в центре внимания персонажей его книг. Однаконеправомерно было бы считать его, как это делают некоторые зарубежныекритики «католическим писателем», Его неприятие любой догмы включает идогмы католической церкви. Наверное, лучше всего о значении религии в егопроизведениях сказал сам Грин: «Я не католический писатель, а пишущийкатолик».Несмотря на жанровое разнообразие творчества Грина, настоящую и заслуженнуюславу принесли ему романы. Первый роман «Человек внутри» вышел в 1929 году.Это книга молодого писателя. В ней нет той сдержанности и одновременнотонкости, прозрачности стиля, которые составляют одно из непреходящихи достоинств любого зрелого произведения Грина. Но уже в самом первом романеон задаётся теми вопросами, которые предстанут перед нами гранями в егодальнейшемтворчестве. Уже в самом первом историческом романе, действиекоторого происходит в начале XX века, звучат мотивы, остающиесяизлюбленными и в зрелых, завоевавших славу книгах: мотив предательства,иногда невольного, и преступления и наказания, физического поражения морального очищения и победы.

Для творчества Грина характерны следующие особенности:

1. Разнообразие географии в его произведениях: его герои по преимуществу англичане, реже всего жили на Родине. Судьба забрасывала их в Швецию во Вьетнам, на Кубу. Литературоведами высказывалось мнение, что, в каком бы месте земного шара ни происходило действие книг, оно в равно происходит в «Гринландии» — стране, рождённой воображением талантом писателя. Однако «Гринлэнд» — отнюдь не вымышленная страна. Романы – «путеводители» по ней изобилуют точными приметами реального времени и места, что придаёт особый, не только этнографический, но главное социально – политический колорит конфликтам, которые исследуются писателем. Грин намеренно выбирает местом действия своих романов «горячие» точки планеты – борющийся с французскими колонизаторами Вьетнам («Тихий американец»), Кубу, где правил жестокий режим Баллисты («Наш человек в Тайване»).

2. Выбор географической местности обусловлен особенностями организацииписателем сюжета. Грин отличается тем, что во многих свои произведениях он создаёт критические ситуации, помогающие раскрыть вс сложность человеческих характеров. Персонажи романов Грина попадают вэкстремальные условия, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между порядочностью и предательством, за верность своим принципам им приходитсярасплачиваться свободой, а то и жизнью.

3. Грина всегда волновали моральные категории. Его занимала природа и сущность добра (для Грина это, прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, чёрствости, лицемерия).

4. Говоря о проблеме следования догме, следует отметить, что Грин –католик охотно прощает своим героям и отсутствие веры, и сознательны атеизм. Пожалуй, единственное, что для него неприемлемо ни при каких условиях, — слепое следование абстрактной догме.

5. Одним из ключевых вопросов для писателя был вопрос о праве личности быть активной. Проблема выбора между активной и пассивной жизненнойпозицией – ключевая для большинства романов писателя, но её конкретное решение существенно менялось на протяжении долгого творческого пути. В ранних книгах он склоняется к осуждению активных действий, считая их бессмысленными, а иногда губительными. В более поздних произведения его точка зрения радикально меняется.

6. Для его произведений бал характерен постоянный мотив одиночества отчаяния, а также мотив преследования и предопределения. Его герои одержимы мыслью о преследующей их силе (которая никогда не бывает мистической), но перед нею человек всегда беззащитен. Герои, в конц концов, либо кончают жизнь самоубийством, либо, так или иначе, становятся жертвами преследующей силы.

7. Одним из излюбленных гриновских средств раскрытия жизненных явлений и людских судеб является парадокс. Уже в романах 30-х годов это средство органически связано, более того, прямо вытекает из парадоксальност жизневосприятия самого писателя: его огромной жалости к человеку усиленной собственной философской концепцией («возлюби человека подобно богу, зная о нём худшее»), пониманием глубин падения человека, пониманием величайших противоречий, которые могут уживаться в его сознании. На этой основе возникают сначала образы Пинки и Феррешта, а потом Пайла, погубившего тысячи людей и побелевшего при виде крови насвоём сапоге.

8. С начала своей литературной деятельности Грин выступал в двух разнородных жанрах – «развлекательного» романа с детективным уклоном иромана «серьёзного», исследующего глубины человеческой психологии и окрашенного философскими раздумьями о природе человека.

Typ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector