Воспитательный потенциал художественного текста

ХТ имеет громадный воспитательный потенциал, поскольку его чтение сопряжено с вхождением читателя в мир, что не умещается в рамках одной людской жизни, исходя из этого читатель получает опыт осмысления и оценки фактов, с которыми не видится в личной практике, а в следствии обучается видеть прекрасное в неприметном и обыденном, принимать за храбрецами ответа, оценивать пороки и человеческие достоинства, видеть глубинные причины и мотивы социальных групп и поведения людей, сопереживать и вчувствоваться, осознавать падения цивилизаций и причины взлёта и, в конечном счете, усваивает гуманистические сокровища и воспитывает в себе гражданскую позицию. Художественная литература «раскрывает дух нации, эры либо великой личности», «воспитывает уважение и терпимость к вторым людям, кроме того к тем, кто весьма непохож на нас и нам непонятен» [83, с. 67]. А знакомство с огромным миром отечественной литературы и осознание масштабности вклада русских и советских авторов в сокровищницу всемирный культуры приводит к гордости за язык и свою страну и воспитывает патриотические начала.

анализ и Чтение ХТ оказывают огромное влияние на формирование русской национальной идентичности, потому, что как раз в ХТ отражается полностью как достаток родного языка, так и история судьбы народа, показываются истоки национальной ментальности, закрепляются культурные коды. В произведениях отечественных авторов поднимается образ Отчизны в различные эры её исторического развития. описание и Образы героев исторической обстановки знакомят читателя с древнерусскими реалиями, патриархальной боярской Россией, княжескими и монаршими семействами, историей движения сопротивления, дорогами развития публично-политической, научной и этической парадигм. Традиции и обряды становятся родными молодому россиянину, в то время, когда его сознание обращается к громадным и малым фольклорным жанрам, а образы, встретившиеся в народных сказках, проносятся через всю жизнь.

Особенный пласт отечественной литературы посвящен воинской доблести россиян, показанной на поле брани, мужеству защитников Отечества и всех тех, кто не терял силы духа в борьбе за независимость и свободу родной почвы. Это образы и былинных богатырей, и смелых полководцев, и безвестных воинов, демонстрировавших стойкий русский темперамент, и бесстрашных дам, кинутых в пучину войны.

Как мы знаем, что проза и патриотические стихи были призваны поднимать дух тружеников и бойцов тыла в годы ВОВ. Сейчас знакомство с произведениями о войне, а особенно, написанные авторами-фронтовиками, имеет непреходящую сокровище картины мира школьника. Особенно это актуально в свете имеющих место в публично-политического дискурсе попыток фальсифицировать историю. В отличие от документальных и учебных исторических источников, ХТ даёт читателям возможность не просто узнать об главных событиях, статистических данных, выдающихся личностях – он погружает в мир эмоций тех, кто на себе испытал все тяготы того ужасного времени, с громадной долей достоверности рисует линии судеб конкретных людей, реально существовавших либо вымышленных и принимаемых читателем как собирательный образ храбреца-фронтовика, воина, партизана, обитателя блокадного Ленинграда, труженика, снабжавшего тыл и избравшего лозунгом слова «Всё для фронта, всё для Победы!».

Огромное воспитательное значение имеет духовно-нравственная литература, начиная от житийной и заканчивая современной прозой о человеке XXI века. В ней поднимаются значимые для каждого этические вопросы: как жить, что имеется благо для общества и человека, как взаимодействовать с природой, чем обеспечивается прогресс в развитии общества, какие конкретно черты личности лежат в базе реализации и гармонического развития жизненных целей. Просматривая, школьник осваивает, что такое Отчизна, как к ней относятся люди, которых мы вычисляем подлинными патриотами, каково значение семьи, дружбы, искусства в жизни человека, и проникается эмоцией неприятия к тому, что губительно для личности (лень, жадность, подлость и т.д.). Русская духовно-нравственная литература проповедует дух нестяжательства, русской православной соборности, воспитывает доброжелательное отношение к людям, бережное – к природе, уважительное – к себе.

Итак, чтение художественной литературы разрешает читателю осмыслить, что? в течении столетий являлось полезным для человечества либо народа, конкретного человека, а следовательно, формирует ценностные установки, каковые являются составной частью личностной зрелости.

Способы анализа художественного текста на уроках литературы в 10 классе.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector