Воспитание и обучение в средневековой индии

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом индийском обществе определенную эволюцию.

образованности и Средневековые элементы культуры зародились по окончании падения империи Гупта (V в.). Наряду с этим сохранилась кастовая совокупность построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенным группам населения. Больше того, кроме того среди трех высших каст увеличивалось неравенство в отношении получения образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети подготавливались занять должности священников. Одновременно с этим усиливалась практическая направленность обучения представителей двух вторых высших каст. Вайшья, к примеру, должен был мочь сеять и различать плодородные и неплодородные почвы, измерять вес, площадь, количество и пр. Вайшья кроме этого имел возможность знакомиться с базами географии, изучать зарубежные языки, набираться опыта в торговых операциях и пр. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у своих родителей.

Более демократический темперамент имела буддийская совокупность образования, которая не принимала к сведенью кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети обучались 10-12 лет. От учеников ожидали полного послушания, нарушителей дисциплины изгоняли. Обучение имело сугубо религиозно-философскую базу. С течением времени программа обогащалась, в содержание обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Неспешно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в следствии чего сложилась единая культурно-образовательная совокупность.

Эта совокупность пришла в упадок в XI-XII вв., в то время, когда большая часть Индии была под властью вторгнувшихся на ее территорию мусульман. Многие хранилища исходников были преданы огню. Мусульманские владыки чинили препятствия формированию образования и культуры среди коренного населения. Только большое количество позднее показались властители, каковые стали благосклонно относиться к обучению лиц немусульманского происхождения.

образование и Воспитание в средневековой Индии не являлись прерогативой страны и рассматривались в первую очередь как личное дело семьи и человека, находящееся в зависимости от веры. Кроме классических религиозно-буддизма и — философских учений брахманизма, в рамках которых развивались педагогические идеи, важный отпечаток на практику и теорию воспитания накладывал пробравшийся в Индию исламский фундаментализм.

Мусульманская педагогическая концепция носила заметный интеллектуалистский темперамент. Считалось, что вершины культурности достигает человек, что деятельно применяет знания (подлинные идеи). Усвоению подлинных идей мешают два препятствия: неясность и неточность слов мысли. В ходе обучения и воспитания предлагалось обнаружить правильные слова и мысли для выражения подлинных идей. Среди наук, нужных для ответа таких задач, на особенное место ставилась логика.

Непременным условием воспитания и обучения мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Помимо этого, в XVI–XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, что употреблялся учёными и чиновниками.

Совокупность мусульманского образования в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем Исламском мире. К тому же, она имела собственные особенности.

Образование возможно было приобретать посредством домашних преподавателей и в школах. Школы существовали при монастырях и мечетях. Господствовали обучение у частных преподавателей и обучение в частных учебных заведениях. Материальная помощь зависела от богатых покровителей и каприза властей. В конце обучения учители имели возможность рассчитывать на плату от обучающихся. Постоянным приработком была переписка исходников, за которую платили большие деньги.

Существовали четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: школы корана (занятия чтением Святой книги, без счёта и уроков письма); персидские школы (занятия счетом, письмом и чтением на персидском языке на примерах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы Корана и персидского языка (сочетание программ принятых в школах двух первых типов); арабские школы для взрослых (занятия толкованием и чтением Корана, литературное образование в духе персидской традиции).

Высшее образование мусульмане имели возможность приобретать в медресе и монастырских учебных заведениях — даргабах. К числу самые крупных заведений возможно отнести даргаб в Дели. Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV-XVII вв. В это время в десятках учебных заведений, насчитывающих тысячи студентов разных конфессий, преподавали литераторы и известные учёные со всего Востока.

Обучение в медресе шло на персидском языке. Студенты-мусульмане обязательно изучали и арабский язык. В программу входили грамматика, риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было по преимуществу устным. Но, неспешно учебная литература, которой пользовались студенты, становилась все более многообразной.

Школьное образование предназначалось для мужчин. Но практически любая богатая семья приглашала преподавателей для обучения девочек.

Примечательные попытки реформирования средневековой совокупности мусульманского образования в Индии относятся к XVI в. Основатель семейства Моголов Бабур (1483-1530) поставил цель поддерживать школы для организованной подготовки верных слуг страны. В качестве продолжения таковой политики император Акбор (1542-1605) и его ближайший советник Абул Фазл Аллами (1551-1602) предприняли меры по обновлению и изменению воспитания и системы образования.

Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, и против религиозного фанатизма, сословности в обучении. Источником людских пороков он считал плохое воспитание. Правоверный мусульманин, Аллами признавал, но, божественную предопределенность характера и жизни человека.

Реформами императора Акбара планировалось ввести в необходимые учебные замыслы светские науки: математику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, базы управления, астрономию. Был составлен широкий перечень предметов, каковые рекомендовалось изучать. Подобные новшества отражали рвения приблизить школу к практическим потребностям собственного времени. Вот как об этом сказал Акбар: Никто не должен пренебрегать требованиями дня.

При дворце Акбара была создана школа для девочек, где изучались персидский язык и гуманитарные науки.

Акбар предпринял попытку ввести для всех подданных, независимо от вероисповедания и касты, единое светское образование.

Замыслы Акбара и Аллами были храбрыми, но во многом утопичными. Отсутствие материальных педагогических предпосылок, важного контроля стали причиной тому, что эти замыслы в основном остались нереализованными.

Культура средневековой Индии (рус.) История средних столетий.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector