Вопрос: соотношение права и морали.

Существуют 2 позиции когда мораль и нравственность рассматриваются как тождественные понятия, и 2- ая мораль и нравственность разные понятие. Первая позиция предпочтительнее.

Мораль – это совокупность этических ценностей.

Особенности морали –

1) мораль и нравственность мы не можем рассматривать вне общественных отношений. Мораль – это форма общественных отношений.

2) Мораль не подчинена закону причинности и принципу полезности. Если в праве мы можем понять почему мы так поступаем

3) Мораль не допускает разведение субъекта и объекта действий – субъект будет придерживаться тех моральных устоев, которые он сам для себя определил.

4) Мораль это тяжелый груз, который человек взваливает добровольно на самого себя. – самообязывание. То есть заставить себя действовать хорошо. И НЕ ДОПУСКАТЬ ПЛОХИХ ДЕЙСТВИЙ.

Право это свобода, а мораль это обязанность.

Соотношение права и морали. Мораль появилась раньше чем право. И кода возникло право, начали сопоставлять эти категории. Обе категории занимают одинаковое пространство. Не может быть человек у которого нет никаких нравственных принципов.

Общее в праве и морали :

1) Нормативность – выраженность в нормах. Правилах поведения.

2) И право и мораль имеют общий характер – не адресуется конкретному субъекту, а всем.

3) Это регуляторы общественных отношений.

4) Одна цель – упорядочить общественные отношения

Отличия между правом и моралью.

1) По происхождению . мораль – из общества . право – деятельность государства.

2) Право – обязательно для исполнения , мораль такой обязанности не несет.

3) Формальная определенность . право – формально закреплено . мораль – нет.

Есть золотое правило морали – поступай по отношению к другому так, как хочешь чтобы поступали по отношению к тебе.

4) Мораль – сфера внутреннего поведения, Право – внешнее. Мораль- то что мы определяем для себя сами. А Внешнее , то что определяется законом

5) По способу обеспечения. Право – обеспечивается гос принуждением, Мораль — общественное суждение.

6) Мораль более жесткие правила принуждения Когда право устанавливает правила — на сегодняшний день и на завтрашний. Вести себя гораздо ответственнее и сложнее чем быть ведомым.

7) Структурная организация – право – это система, а мораль не имеет системы

8) Отличие по степени конкретности. Право – более конкретно.

9) Должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности( счастье благо мир). Право – безопасность равенство правопорядок.

10) Должное в морали предполагает спонтанное следование . И как следствие оно предполагает добровольное . Должное в праве реализуется под внешним принуждением.

11) Должное в морали оперирует к добродетелям человека, то есть мораль больше рассчитана на положительные качества человека, право обращено к негативным сторонам, к его возможным негативным вариантам поведения.

12) Должное в морали неоднозначно и предоставляет возможность выбора. Причем предоставляет совершенно противоположные варианты поведения. Мораль предполагает свободу выбора. Должное в праве всегда однозначно и однонацеленно

13) Должное в морали оно всеобще и внеситуационно . Быть нравственным человеком – быть нравственным всегда и везде. Должное в праве оно конкретно и сутуационно. Очень много в праве зависят от обстоятельств.

14) Должное в морали вероятносно без ясного исхода и может предполагать какие-то негативные последствия (спасение утопающего – когда прыгаешь можешь и утонуть) Должное в праве достаточно четко фиксирует конечный результат.

15) Должное в морали не ставит своей целью выгоды итд. А , право как раз наоборот

16) Болжное в морали оно безусловно, формируется стихийно. Когда человек действует нравственно он не думает о последствиях о выгоде . должное в праве оно условно , целенарпавленно.

17) Различаются в форме свободы. Право ориентировано на свободу внешневыраженного поведения. Мораль адресована к внутренней свободе.

Взаимодействие права и морали :

Процесс формирования моральный ценностей включает след ступени

1) период , когда человек не отделяет себя от окружающей среды, он не осознает себя как личность, самореализация человека происходит внутри общины( обычаи, табу) человек пытается понять как выжить

2) ступень культуры, человек осознает себя как индивид, появляется понятие я , начинают формироваться естественные нормы человеческих взаимоотношений

3) ступень социума . человек начинает понимать необходимость житья в социуме, потому что удовлетворение потребностей невозможно без сотрудничества с другими людьми. С одной стороны человек осознает себя как личность , с другой стороны человек понимает , что не может жить без общества. На этой ступени начинает формироваться право . Мораль не то чтобы порождает право, но она способствует в его создании. Право начинает доминировать.

Источники морали и права одни – социальные нормы. Которые регулировали сосуществование людей на первых этапах. Иучитываю это социальные формы обеспечивают единство права и морали. Право учитывая его способность выступать более эффективным регулятором оно по своему назначению призвано обеспечивать минимум нравственности . Устранение доли зла. Когда мы говори что право берет на себя защиту моральных ценностей, то это проявляется как защита от зла.

Проблема справедливости волновала ученых, этими вопросами занимались и античные ученые . И под справедливостью в разное время понимали разные понятия

Принципы :

1) каждоелицо должно обладать равными с другими правамина более широкуюсвободу

2) социально экономическое неравенство должно быть открытым для всех при открытом равенства возможности

свойства справедливости:

1) справедливость не бывает однозначна, она может меняться и менять свое содержание в рамках одного исторического периода, меняются оценки явлений и процессов

2) важнейшими чертами является равенство. Пропорцеональность, объективность. Эти черыт они раскрываются только приоценки явлений действительности

3) проявляется в таких отношениях которые содержаттребования соответствия между реальной социальной нормой , соц групп и их положением

4) содержание справедливости выступать в 3х основных аспектах . Она выступает как мера покаяния мера требования и правомерная оценка. Как мера воздаяния когда мы говорим о справедливости, то мы говорим овоздающей справедливости. Как мера требования справедливость выступает регулятором взаимоотношения людей. Справедливость должна регулировать отношения между личностью и обществом между личностью и государством. Как мера оценки – мы все время соизмеряем должное с сущным

Таким образом справедливость это сложная категория она проявляет себя в взаимоотношениях субъект субъект

Справедливость VS Мораль Чем право отличается от морально этических норм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector