Вопрос. соблюдение норм труда и отдыха поездных бригад, условий безопасности, контроль за использованием локомотивов.

Рабочее время и время отдыха поездных бригал регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ. разд. IV. V)
и на его основе — Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Рабочее вреия — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для тех профессий, у которых по условиям работы (поездные
бригады) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с таким расчетом, чтобы продолжительность рабочего времени 31 учетный период (месяц, квартал) не превышала нормального числа рабочих часом. Учетный период не может превышать одного года. Времм отдыха — это время, в Течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению. На железнодорожном транспорте Российской Федерации действует нормативный документ «Особенности регулирования рабочего времени н времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров*. График работы и отдыха объявляется работникам не позднее чем ал три дня до начала его действия.

Время приема и сдачи вагонов поездными бригадами, а также время на подготовку в рейс включается в их рабочее время.
Нормативы времени на эти операции устанавливаются администрацией предприятия. Количество сверхурочных работ для каждого работника не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120чвгод(ст. 99 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполняемых каждым работником.

Рабочее время поездных бригад при обшей продолжительности поездки в оба конца 3 сут и более может учитываться потурно. При этом Турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после
домашнею отдыха Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна
превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрсрыиного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч. Началом работы поездных бригад считается время явки к месту
постоянной работы (депо, резерв поездных бригад) по графику, наряду или вызову.

Окончанием работы считается момент оформления соответствующей технической документации после сдачи вагонов.

В случае несостоявшейся поездки окончанием работы считается время освобождения проводника вагона от работы админист-
рацией. Таким образом, для поездных бригад время начала и окончания работы определяется графиком работы.

Работа по совместительству у работников поездных бригад не может являться непосредственным продолжением основной
работы. Эта работа может выполняться только в свободные от основной работы дни, включая дни еженедельною отдыха, либо
в период предоставления отдыха после поездки. При этом допускается введение суммированного учета рабочего нречени за месяц, квартал, тур и разрешается трудиться полную установленную рабочую смену. Общая продолжительность работы но совместительству в данном случае не должна превышать 4 ч вдень и 16 ч в неделю (ст. 98 ТК РФ).

Отгулы за работу по совместительству, в том числе и в выходные дни. не предоставляются. Учет фактически проработанною
времени для работающих но совместительству ведется отдельно по основной и совмещаемой работе.

Режим труда и отдыха работников поездных бригад пассажирских вагонов в рейсе регламентируется графиками работы и отдыха, разработанными на каждый поезд применительно к местным условиям на основе рекомендованных МПС России типовых графиков.

На основании рекомендованных МПС России примерных графиков работы в резервах проводников разрабатываются конкретные графики работы и отдыха поездной бригады в рейсе. При составлении конкретных графиков работы поездных бригад необходимо соблюдать следующие правила:

• продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна составлять не более 12 ч;

• отдых в рейсе должен быть не менее половины времени пред-
шествующей работы;

• обшее количество рабочих часов за сутки должно быть не более 16 ч;

• следует обеспечить нахождение проводника в ночное время следования поезда в каждом вагоне.

В исключительных случаях, когда поезд обслуживается меньшей, чем предусмотрено нормативами, численностью проводников (болезнь, неявка на работу и др.), рабочее время учитывается по вариантным графикам, оплата производится за фактически
отработанное по этим графикам время. В графиках работы и отдыха проводников за рейс должно предусматриваться время (с соответствующей оплатой) на обмывку вагонов (внутри и снаружи), на получение постельного белья, на
экипировку вагонов углем при условии, что данные виды работ выполняются проводниками вагонов. Время опоздания поездов
включается в рабочее время поездных бригад за рейс. На практике встречаются ситуации, когда н вагоне остается
один проводник, например при отцепке вагона от поезда по технической причине, что не прел усмотрено действующими нормативами. Вопрос об учете рабочею времени проводника вагона в этой ситуации решается администрацией предприятия после возвращения проводника из рейса. В случае несогласия проводника с принятым адм и ни странней решением он имеет нрано обжаловать решение в установленном законодательством порядке.

При обслуживании ваюна двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику включается половина времени
с момента приема ваюна и до конца его сдачи после поездки. Кроме обслуживания вагона двумя проводниками широкое
применение получили дифференцированные нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками в зависимости от категории поезда, времени нахождения поезда в пути следования, типа обслуживаемого вагона, количества мест в вагоне. Эти нормативы определяют порядок учета рабочею времени проводников вагонов, занятых обслуживанием пассажиров.

Нормативы обслуживания пассажирских вагонов проводниками установлены приказом МНС России »0 совершенствовании
организации труда бригад, занятых на обслуживании пассажирских поездов».

Конкретные нормативы времени на подготовку вагонов в рейс устанавливаются администрацией предприятия применительно к
организации груда, технологическому процессу и объему выполняемых работ с учетом местных условий.

Порядок предоставления отдыха работникам поездных бригад определен ТК РФ и нормативными документами
МПС России. Работникам поездных бригад с суммированным учетом рабочего времени (кроме работающих по четы рехс мен ному графику) еженедельные дни отдыха предоставляются только но месту постоянной работы в любой день недели равномерно в течение месяца добавлением 24 ч к расчетному отдыху, причитающемуся после очередной последней поездки в рабочей неделе.Продолжительность еженедельного отдыха не может сокращаться до 42 ч, если по расчету она получилась больше. Число еженедельных дней отдыха должно быть равно числу воскресных дней по календарю в течение учетного периода.

При организации работы поездных бригад по безвызывной и вызывной системам работника извещают о предоставлении еже-
недельного отдыха накануне. При потурпом учете рабочего времени еженедельные дни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после нее. Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном
виде (как исключение) допускается для проводников пассажирских вагонов, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов за период не более чем за две недели, а при потурноч учете — за все время тура, даже если тур продолжался более месяца.

Таким образом, предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде НОСИТ вынужденный, исключительный ха-
рактер. Работники поездных бригад могут привлекаться к работе в установленные для них лни еженедельного отдыха только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с их письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа предприятия, работниками которого они являются. Привлечение поездных бригад к работе в выходные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Общее время полагающегося отдыха в основном пункте для поездных бригад определяется умножением числа отработанных ча-
сов за поездку на коэффициент 2,6 за вычетом отдыха в пути следования и прибавлением приходящихся по календарю воскресных и праздничных дней за поездку, тур. Коэффициент 2,6 образуетс делением недельной нормы часов отдыха в рабочи лни (104 ч) нанедельную норму часов рабочего времени (40 ч): 104 ; 40 — 2,6. При этом еженедельные лни отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки. Отдых работнику должен предоставляться, как правило, после каждой поездки полностью. В отдельных случаях допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов полагающегося отдыха в основном пункте после обслуживания состава в течение двух — пяти рейсов (обшей продолжительностью не более 15 сут), которые рассматривают и данном случае как одну поездку.

Перечень поездов, обслуживаемых одной бригадой в течение нескольких рейсов, устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, к которому при- писана данная бригада, и при обязательном согласии коллектива поездной бригады. В исключительных случаях, когда отдых после данной поездки не был предоставлен полностью, неиспользованные часы отдыха за данную поездку могут быть присоединены к причитающемуся
количеству часов отдыха за следующие одну-двс поездки. Положенный отдых может быть уменьшен, но не более чем на 25%
полагающегося по норме. Сверхурочные часы при этом не учитываются. Если в течение олной-двух последующих поездок неиспользованная часть отдыха за предыдущую поездку не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов учитывается и оплачивается как сверхурочная работа. Часы работы в праздничные и непредоставленные выходные дни оплачиваются в двойном размере и дополнительной оплате, как часы сверх-
урочной работы, не подлежат.

Если продолжительность отдыха поездной бригады превысила установленную нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде. При этом продолжительность отдыха не может быть снижена более чем на 25 % нормальной прололжитсльнсти.

Кроме отлыха в основном пункте поезлным бригадам предо-ставляется птлых н поездке. Продолжительность отдыха н пути
следовании должна соответствовать графику работ и отдыха,принятому хтя данного поезда, и составлять не менее 50 % времени предшествующей работы. При обслужи нанин вагона двумя проводниками время работы и отдыха в поездке делится между ними поровну, и проблем с продолжитсльностью отдыха не возникает. В случае, когда поездная бригада является перед поездкой не в полном составе, начальник поезда должен использонать вариативный график, обеспечивающий соблюдение установленных нормативов рабочего времени и времени отлыха для проводника пассажирского вагона.

Учебное пособие проводнику пассажирских вагонов


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: