Вопрос 38: психология педагогической оценки

Оценка – процесс оценивания, осуществляемый человеком

Отметка – результат процесса оценивания

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица и количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности

На основе оценки может появиться отметка

Отметка в баллах характеризует:

— абсолютные успехи – качество знаний, поведения школьника

— относительные успехи – сравнение качества знаний/поведения у разных детей

Оценка:

1. Характер неформальный

2. В форме развернутых вербальных рассуждений, объясняющих для ученика смысл отметки

Отметка:

1. Характер формальный

2. В виде баллов

Функции оценки:

1. Констатация уровня обученности

Стимулирование учения, положительная мотивация, влияние на личность

Заключается в оценивании ЗУН

Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими ЗУ

ЗУН должны быть оценены, чтобы наметить пути их совершенствования, углубления и уточнения. В учебно-воспитывающем процессе различают:

порциальные оценки и оценки успешности

Порциальные оценки:

— выступают в форме отдельных оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще

— предшествуют текущему учету успешности в его фиксированном виде (т.е. в виде отметок), входя в него как в необходимую составляющую часть

Оценка успешности полно и объективно отражает уровень освоения учащимися предмета вообще

2. Стимулирование учебной деятельности является одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками

Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний

— Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психики

— Наказания предотвращают возникновение отрицательных свойств и особенностей психики. Усилия учеников в учебной деятельности оцениваются педагогом с помощью выставления отметок

Отметка, являясь педагогическим стимулом, сочетает в себе свойства поощрения и наказания

+ оценка является поощрением

— оценка является наказанием

Российская система отметок:

5-тибальная

1 – очень плохо

2 – неудовлетворительно

3 – удовлетворительно

4 – хорошо

5 – отлично

На деле эта система давно превратилась в 4-хбальную, т.к. «1» за учебные неуспехи учителем не выставляется, а используется как наказание.

Т.о., в отметочной системе остались 3 формально положительных оценки и одна отрицательная

Российская система отметок:

Негативная сторона столько узкого диапазона отметок состоит в том, что у него сокращаются возможности служить средством поощрения

«Отлично» — можно оценить только безошибочно и качественно сделанную работу

«Хорошо» — сигнал о том, что какие-то недочеты и ошибки в работе имеются, несет в себе некую отрицательную информацию, если ученик чаще получал отличные оценки и положительную, если ученик получал чаще удовлетворительные оценки

Функция стимулирования

Кроме оценок самих по себе, стимулирование деятельности детей осуществляется и другими способами

Виды стимулов:

1. Органические (вкусное, сладкое, приятное физически)

2. Материальные (приобретение в собственность желанных, интересных для ребенка вещей)

3. Социально-психологические (повышение внимания, уважения, отведение престижной и значимой роли)

4. Моральные (удовольствие от сознания выполняемого долга, от оказания помощи людям, от соответствия своих поступков высоким нравственным ценностям)

Эффективность педагогической оценки

Это ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей

Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению ЗУН, выработке у себя ценных положительных качеств в личности, социально полезных форм культурного поведения

7 главных СТРЕССОВ школьника / актуальные психологические проблемы школьников

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector