Вопрос 2. «материальное» и «идеальное» в философии.

С проблемой осмысления мировоззренческих основ философии тесно связан вопрос о соотношении двух предельно широких понятий: материи и сознания. Представители ряда философских направлений даже склонны называть этот вопрос – основным в философии. Сформулируем ряд проблем, рассмотрение которых поможет нам глубже понять смысл этого вопроса.

Во-первых, потому что это вопрос о первооснове бытия, о том, что является субстанцией мира — материя или сознание. Первым философом, кто четко обозначил этот вопрос, был Платон. Рассматривая возникновение философских знаний, он писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду, как на первоначала всех вещей, и, именно, это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».

Во-вторых, от решения вопроса о соотношении материи и сознания во многом зависит позиция философа по всем другим исследуемым проблемам. Будет ли это вопрос о происхождении мира, человека, его сознания, общества, культуры, религии, морали и т.д. — в любом случае, отвечая на него, философ (осознанно или неосознанно) будет занимать материалистическую или идеалистическую позицию.

В-третьих, рассматриваемый философский вопрос является надежным путеводителем среди множества сложных противоречивых философских учений, позволяя классифицировать философские системы, школы и направления.

Смысл этого философского вопроса заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и человека — противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две стороны — онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологическая); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и решения вопроса о том, что первично — материя или сознание. Данный вопрос возник тогда когда философы от наивных рассуждений о природе вещей перешли к осмыслению сознания, его места и роли в человеческом бытии. Первыми это сделали софисты и Сократ. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из позитивного решения данной проблемы возникает гносеология (теория познания) — учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.

В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли — материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи.

Первичность материи означает то, что она никем не сотворена и существует вечно, а сознание порождается самой природой на определенном этапе ее саморазвития. История материализма начинается с возникновения философии: первые древнегреческие философы искали основы мироздания в материальных началах — воде, воздухе, огне, атоме. Дальнейшее развитие философии определило появление других разновидностей материализма: метафизического, антропологического, вульгарного, диалектического и т.д.

Идеалисты, напротив, считают первичным сознание, которое порождает материальный мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой — Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир — это мое представление о нем (Шопенгауэр), вещь — это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный идеализм появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма — материальный мир, есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

Можно сделать вывод, что материализм и идеализм стремятся свести все многообразие мира к одному началу — материи или сознанию и из этого начала объяснить суть бытия. Такой подход к объяснению мира в философии получил название монизма (от греч. Monos — один, единственный).

В истории философии встречаются и другие (менее распространенные) варианты решения этого вопроса. Один из них — дуализм (от лат. Duo — два), обосновывающий существование в мире двух независимых друг от друга противоположных начал (субстанций), лежащих в основе бытия. Первые идеи дуализма возникают еще в Древнем Востоке в форме религиозно-нравственного учения, с точки зрения которого смысл бытия заключен в борьбе двух противоположных, равных по силе начал: материи и духа, добра и зла, света и тьмы. Это, например, учение пророка Заратустры, который в основе мира видит борьбу двух вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, олицетворяющих добро и зло.

В философии дуализм означает признание независимости друг от друга материи и сознания. Эти субстанции существуют, как бы в параллельных мирах и ни одна из них не является причиной для другой. Наиболее полно и четко эта точка зрения выражена французским философом Р. Декартом, доказывавшим существование двух абсолютно противоположных, равноправных, несводимых друг к другу субстанций — материальной и духовной.

Другое нетрадиционное решение данного вопроса философии представлено в гилозоизме (от греч. Hyle и zoe — вещество и жизнь) — учении об универсальной одушевленности материи (вся материя обладает сознанием). В художественной форме эта идея воплощена в фантастической повести польского писателя и философа С. Лема, изобразившего мыслящую планету «Солярис». Сторонниками этого учения были Дж. Бруно, некоторые французские философы эпохи Просвещения. Новое прочтение гилозоизма встречается в современной философии, в частности, в трудах по антропологии Пьера Тейяра де Шардена, где обосновывается наличие у Земли оболочки духовности — Ноосферы или сферы разума.

Человек единство идеального и материального

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector