Во втором (третьем и т.д.) придаточном подчинительный союз или

союзное слово может отсутствовать, но его легко воспроизвести по первому придаточному;

Придаточные смогут пребывать в середине главного

При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному, но отвечают на различные вопросы (относятся к различным видам). [Я должен был нанять быков], (дабы втащить мою тележку на эту проклятую гору), (по причине того, что была уже гололедица и осень).

Запомните главные показатели СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением:

1. минимум предложений должно быть 3: одно основное и два придаточных;

Оба придаточных зависят от главного;

Придаточные отвечают на различные вопросы;

Придаточные относятся к различным типам;

5. придаточные присоединяются к главному различными альянсами либо союзными словами;
6. основное может пребывать перед придаточными либо между ними.

МЕТОД Исполнения ЗАДАНИЯ

1. Читаем все предложения.

2. Выявляем сложноподчиненные предложения. (Подчеркиваем грамматические базы, выделяем альянсы либо союзные слова, задаем вопросы от предложения, в котором нет подчинительных альянсов.)

3. Определяем темперамент подчинения придаточных в этом предложении (либо вид).

ЗАДАНИЯ

1. Среди предложений 1-6 отыщите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.Напишите номер этого предложения.

(1) Нежданно Лёлька подошла к комоду и еле выдвинула громадный тяжёлый ящик. (2) Она продолжительно рылась, пока не извлекла из его недр две ровные голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) В то время, когда в доме живёт чужой человек, ощущаешь неловкость, даже в том случае, если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не прыгает через две ступени, а ходит медлено и, в то время, когда садится, поправляет платье. (6) Ей думается, что лейтенант не спускает с неё глаз, не смотря на то, что в действительности он на большом растоянии в степи.(Ю.Яковлев)

2. Среди предложений 1-6 отыщите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей заявил, что задержит Альку ненадолго. (3) Но Алька возвратился лишь ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, начала перечитывать второе, только что сейчас полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что не так долго осталось ждать всем нужно будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и информировала, что папа уже сговорился с горкомом, и в случае если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар)

3. Среди предложений 1-7 отыщите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин посмотрел в сторону — и внезапно дикая эйфория охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на предлогу второго верблюда. (2) И в тот же час радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и показался уже существенно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он отыскал в памяти, что в кармане у него имеется два патрона, каковые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубаху в колодец. (7) С большим трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев)

4. Среди предложений 1-6 отыщите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В осеннюю пору вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Любая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти очень тихо облетали дозором собственные владения. (4) В случае если вторая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били клювами и когтями , пока неприятель не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им вторая сова дочерью, сестрой либо матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили любая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки)

5. Среди предложений 1-6 отыщите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совсем не обращал внимания на то, что делается около. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую долгую дранку, оттягивал ее на себя, а позже отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, по всей видимости, весьма нравилось. (5) Мелкими глазками, похожими на недоспелую тёмную смородину, он посматривал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А в то время, когда она замолкала, он опять, с ещё громадным усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин)

6. Среди предложений 1-10 отыщите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Налюбовался первым снежком, покрывшим пихты и ели, совершенно верно ватой, а обнажённые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Покушал ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сперва удирал он изо всех сил, а после этого сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Опять иногда сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а после этого вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Нужно думать, что беляк где-то опять залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (В.Савин)

7. Среди предложений 1-6 отыщите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

((1) Я не имел возможности оторвать взора от реки. (2) Зею тут не определить — стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, кидается всей массой светло синий воды на оскаленные перекаты. (4) Через радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, опять падает на них. (5) И без того, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, словно бы из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев)

8. Среди предложений 1-5 отыщите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Ольга Ивановна также подготовилась к приходу жильца. (2) Сначала, определив от дочки о неожиданном госте, она вспылила: Терпеть не могу, в то время, когда в доме чужие люди! (3) Но позже стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями исчезает в собственной поликлинике. (4) И по большому счету, жилец — временный. (5) Ольга Ивановна отошла и целый остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

9. Среди предложений 1-7 отыщите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Но Олег уже поборол в себе ужас. (2) Он быстро представил себе, как в его альбоме весенних фотографий покажется редкостный снимок. (3) От данной одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, в то время, когда определят, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого именно! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать для того чтобы станешь, и не отыщешь. (В.Савин)

10. Среди предложений 1-7 отыщите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Коленка практически упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не подмечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) В то время, когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, глава поселкового Совета, и незнакомый армейский. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А армейский — бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в второй, согнутой в локте, — шинель. (Ю.Яковлев)

Задание 11. Сочинительные альянсы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector