Влияние вознаграждений на мотивацию

Давайте обсудим таковой вопрос: что более побуждает людей к осуществлению определенной деятельности — вознаграждение либо наказание?

А сейчас я предлагаю познакомиться с рядом настоящих экспериментальных обстановок. Давайте разобьемся на три группы. Каждой группе будет дано по одной карточке с описанием опыта. Но в том месте не будет указано самое основное — итог эксперимента. Вам нужно будет за 30 мин. спрогнозировать его итог, и сформулировать доводы в поддержу своей мысли.

Опыт 1 (Lepper, Greene, Nisbеtt, 1973; см. Хекхаузен X., 2003. С. 727—728). Для принятие участия в опыте были отобраны дошкольники, каковые проявляли заметный интерес к рисованию цветными фломастерами. Одним детям из их числа за рисование заведомо обещалось вознаграждение (грамота с печатью, цветная лента), другие вознаграждались нежданно по окончании рисования, а третьим не давалось ни обещаний, ни вознаграждений.

в течении 14 дней велось скрытое наблюдение за свободной игровой деятельностью детей в детском саду.

Как вы думаете, какие конкретно дети рисовали фломастерами, а какие конкретно — практически прекратили этим заниматься? Обоснуйте ответ.

(Верный ответ: дети в первой группе снизили время, отведенное для рисования.)

Опыт 2 (Weick, 1964; Хекхаузен X., 1986. С. 246). Ученикам, каковые учавствовали в опыте на изучение процесса образования понятий для получения нужной для них справки, недружелюбным тоном сообщалось, что они данной справки не получат. Второй группе учеников ничего не говорили, и они, как и ожидали, взяли собственные справки.

По окончании созданной так обстановки проводили запланированный опыт, на протяжении которого измеряли степень приложенных упрочнений, уровень достижений, интерес к задачам.

Как вы думаете, в какой группе учеников названные показатели были высшими? Обоснуйте ответ.

(Верный ответ: в первой группе.)

Опыт 3(Garbarino, 1975; Хекхаузен X., 2003. С. 734). В одной из школ существовала традиция: ученики четвертых и пятых классов помогали в занятиях ученикам первых и вторых классов.

Одна группа «наставников» не получала за это никакого вознаграждения, вторая же поощрялась билетами в кинотеатр. Между обеими группами наблюдались определенные отличия во взаимодействии со собственными «учениками».

Как вы думаете, в чем состояли эти отличия? Различалась ли между собой успеваемость «учеников» различных групп «наставников»? Обоснуйте ответ.

(Верный ответ: вторая несколько наставников была более жесткой, а их ученики имели более низкий уровень успеваемости.)

Любая подгруппа воображает собственную обстановку, ее объяснение и решение.

Обсуждение. Кто из вас не согласен с тем ответом, к которому пришли члены группы?

А сейчас я представлю вам настоящие результаты этих экспериментов. Итак, мы узнали, что наказание и вознаграждение не так уж и ответственны для мотивации. И наряду с этим они имеют скорее тормозящее, чем усиливающее влияние.

Исследователь Р. де Чармс сделал следующие выводы:

1. В случае если человек вознаграждается за что-то, что он делает либо сде
лал самостоятельно, то такое вознаграждение при
ведет к уменьшению мотивации.

2. В случае если человек не вознаграждается за скучную деятель
ность, которую он начал делать только для вознаграждения, то
мотивация к ней может возрасти.

Базисные потребности (Э. Диси, Р. Раян)

Классификация

Выводы Р. де Чармса говорят нам о том, что происходит с внутренней мотивацией при действии на нее вознаграждений, но они не показывают, откуда она берется, в чем ее источник. Изучения

по этому поводу проводились и проводятся на данный момент вторыми учеными (Э. Диси, Р. Раян и многие другие).

Давайте возвратимся к тем ощущениям, каковые сопровождали вашу внутренне мотивированную деятельность. взглянуть на них еще раз, но с другой точки зрения. Можем ли мы сообщить, об удовлетворении какой потребности говориткаждое из записанных эмоций?

Дело в том, что каждую из названных вами потребностей возможно отнести к одной из трех базисных потребностей,выделенных Эдвардом Диси:

• потребность в самодетерминации (потребностьощущать самого
себя источником собственной активности);

• потребность в компетентности (потребность чувствовать себя ком
петентным, опытным и могущим что-либо делать);

• потребность в значимых отношениях (потребность быть вклю
ченным в значимые отношения с другими людьми в ходе
деятельности).

Удовлетворение этих потребностей в определенной деятельности и может сделать ее мотивированной внутренне!

Как это происходит? Примерно вот так (рис. 8).

ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Подожгли мой автомобиль.Вознаграждение за данные

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector