Влияние темперамента ребенка на индивидуальность рисунка

Вопрос(№26)

Экспериментальная работа одновременно позволила проследить детерминированность индивидуального своеобразия детской графики темпераментом и характером ребенка замечено следующее:

Меланхолик. В случае первоначального изображения преобладает тонкая, осторожная, часто нащупывающая силуэт линия. В последующем освоенное изображение выполняется уверенной линией. Эти дети постоянно нуждаются в поощрении и подтверждении правильности своих действий. При репродуктивной дидактике не проявляют особых дарований и индивидуальной манеры, стиля. Стремятся выполнить, как другие дети. Расстраиваются, если что-то не получается; иногда плачут, отказываются продолжит рисунок.

В самопроизвольной деятельности при позитивной дидактике у многих из них обнаруживаются оригинальные изобразительные (в цвете, самом рисунке, композиции) решения, нередко,- уникальные. В комфортных для ребенка психологических условиях (когда он не боится взрослой тети или дяди, ибо. знает что его любят, им восхищаются), процессе создания изображения он раскрывается: словно несется за возникающими линиями, формами, как будто подчиняется им, но одновременно тут же добавляет что-то иное: Другие детали, фигуры, цвет. Заметно в творческом процессе созвучие внешнего плана действий и внутреннего, где властвуют чувства гармонии ассоциаций, образности, влюбленность в определенный цвет или форму. Однако на просьбу повторить евшийся рисунок маленький рисовальщик почти всегда отказывается, ибо не уверен, что сможет его воспроизвести таким же красивым.

Флегматик. Эти дети линию ведут неторопливо, с покой но, у некоторых довольно рано и быстро появляется формообразование и фигуративное изображение. Но рисунок создают медленно. После изображения каждого отдельного элемента делают паузы; иногда продолжительные. Закрашивают чрезвычайно аккуратно. Любят просто постоять (если работают за мольбертом) и полюбившим удачным изображением. Первое впечатление — что ничем не занимаются. Но вот несколько мазков, не нуждающихся в поправке, и работа завершена.

В младшем возрасте такие рисовальщики скорее рассматриваются как де-с несколько замедленным развитием, ибо успевают нарисовать не 5-7 кружков, а только 2, 3. Закрасят их аккуратнее всех. При позитивной дидактике к старшему возрасту эти дети проявляют высокую самостоятельность! Их рисунки отличаются качеством исполнения, монументальностью и самобытным содержанием.

Преобладает внутренний план действия (размышлений) над рисунком, заимствуют чужие находки детей, но охотно обращаются к иллюстрации и игрушкам.

Удачно найденный образ любят многократно повторять, продолжают его развивать, обогащать новыми интересными приемами, деталями. Для них вполне приемлема многоразовая работа над одним рисунком.

Сангвиник. У этих детей лучше всего выражен начальный момент. Они . знают, кок начинать свой рисунок, что нельзя сказать о его продолжении. Здесь они сворачивают на проторенный путь. Им важен и необходим разный иллюстративный и другой наглядный материал, оживляющий ассоциации и обогащающий их представления об образе. Обычно линию наносят уверенно. Дети, не испорченные репродуктивной дидактикой (именно к ней они чрезвычайно пластичны), часто создают самобытные и оригинальные

Данный тип рисовальщиков наиболее распространенный. Они одновременно могут быть «повествовальщиками», графиками и живописцами. Если рисуноких интересует как возможность сообщения о чем-то, они превращаются в Если обозначена задач живописная, — то могут создать прелестную по цвету работу. Эти дети охотно пользуются как графическими, так и живописными материалами.

Но именно среди них существует опасность возникновения устойчивых стереотипов и шаблонов в рисунке, ибо в их творчестве преобладает внешний план действий. Только чрезвычайно одаренным, преимущественно детям старшего возраста, свойственно продумывание, предварительное планирование будущей работы и последовательность ее выполнения. При позитивной дидактике обучения достигают больших успехов самостоятельном творчестве. Холерик. Необычайно большой разброс индивидуальных проявлений. Все зависит от настроения и заинтересованности. В младшем возрасте эти дети выделяются тем, что раньше всех начинают процесс рисования и быстрее других заканчивают. Процесуальность — эта главное на начальном этапе их твочества. Линии, формы, фигуры выполняются быстро, но часто небрежно. Среди этих детей высокий процент с непроизвольными действиями на начальном этапе. По дайной причине возникают проблемы и с организацией. Закончив работу, они мгновенно теряют к ней интерес и желают заниматься чем-то другим. Однако именно у холериков наиболее рано проявляется одаренность к изобразительной деятельности. При благоприятных педагогических условиях, наличии определённых навыков и заинтересованности, они, как ни парадоксально, могут продемонстрировать необычайную настойчивость и продолжительность процесса рисования. Особенно это хорошо прослеживается в старшем возрасте. Как и флегматик™ могут работать более часа, пока не закончат рисунок. Но в отличие от флегматиков работают напряженно, увлеченно, на одном дыхании. Если флегматики могут перенести процесс рисования на следующий день, холерики непременно стремятся все сделать, за един раз. В процессе увлеченной работы постоянно придумывают, импровизируют Одновременно проявляют чрезвычайное трудолюбие, стремясь достигнуть чувственного исполнения. В этот момент холерики независимы, не любят подсказок, советов даже со стороны взрослых и могут заплакать, если помещают или вмешаются в их творческий процесс. После непродолжительного времени иногда возвращаются к своему рисунку, но только для того, чтобы полюбоваться им. С большим интересом и вниманием любят рассматривать чужие работы. Не меньший интерес вызывают талантливые и содержательные иллюстрации из книг.

В самостоятельном творчестве независимы, не терпят подражания и повторений. Если кто-нибудь придумал интересный замысел или создал оригинальный рисунок по цвету или композиции, никогда не продублируют подобный вариант. Могут позаимствовать общую идею, но выполнят ее по-своему. Среди них много ребят с оригинальной индивидуальной манерой и оригинальным художественным видением.

Таким образом, очевидно, что дети с разным темпераментом нуждаются в гибком и дифференцированном подходе. Без знания педагогом индивидуальных особенностей маленьких графиков успешное (позитивное) руководство их творчеством (чтобы не навредить) невозможно.

Как определить характер ребёнка по его рисунку?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector