Вклад со стороны нервной системы

События проносятся в свирепом темпе, вынуждая человека производить перерасмотрение собственные понятия, ранее организованный образ действительности. Новые изучения опровергают пожилые представления о природе и человеке. Идеи приходят и уходят с безумной скоростью. (Эта скорость по крайней мере в науке, по существующим оценкам, возросла в 20—100 раз если сравнивать с прошлым веком.16) Имиджсодержащая информация обрушивается на отечественные эмоции. искус и языкство, коды, при помощи которых мы передаем эту информацию, сами изменяются с возрастающей скоростью.

Все это не имеет возможности не затрагивать человека. Он с большей скоростью обязан оперировать собственной совокупностью образов для успешной адаптации к изменяющейся окружающей среде. В конечном итоге только бог ведает в точности, как мы преобразуем поступающие извне сигналы во внутренние образы. И все же специалисты и психологи в области информации способны пролить некий свет на процессы, происходящие при рождении нового образа.

Для начала они предполагают, что мысленная модель организована как совокупность сверхсложных образных структур и что новые образы встраиваются в эти структуры в соответствии с определенными правилами классификации. Снова формирующийся образ подключается к последовательности образов, относящихся к тому же предмету. Мелкомасштабные и ограниченные по значению умозаключения занимают более низкий уровень, чем широкомасштабные обобщения. Образ проходит диагностику на соответствие с теми, что уже находятся в данном последовательности. (Имеется свидетельства существования своеобразных нервных механизмов, важных за эту процедуру.) Любой образ оценивается: если он тесно связан с отечественными целями, он владеет сокровищем, в другом случае он для нас неважен. Любой образ оценивается и по показателю «оптимален» либо «нехорош» он для нас. И наконец, мы оцениваем его истинность, решаем, как возможно ему верить, достаточно ли он совершенно верно отображает действительность, возможно ли на его основе строить собственный поведение.

С новым образом, укладывающимся в уже сформированную совокупность образов, касающихся определенного предмета и соответствующего им, неприятностей не появляется. Но в случае если, как это случается все чаще и чаще, новый образ неясен, если он не в полной мере соответствует либо, хуже того, противоречит прошлым умозаключениям, то вся мысленная модель обязана пересматриваться. Наряду с этим нужно заново классифицировать, увязывать между собой и изменять большое количество образов, пока не будет решена задача их приемлемой интеграции. Время от времени приходится перестраивать целые группы образных структур, а в крайних случаях возникает необходимость коренной перестройки всей модели в целом.

Так, мысленную модель направляться рассматривать не как статичную «библиотеку» образов, а как живое существо, владеющее активностью и энергией. Мы не получаем извне некую «данность» пассивным методом, мы непрерывно конструируем и реконструируем принимаемое. Без устали сканируя внешнюю среду посредством орга-

нов эмоций в отыскивании информации, относящейся к нашим потребностям и желаниям, мы всегда реорганизуем и «подгоняем» отечественную мысленную модель.

В любой момент времени бесчисленные образы исчезают в пучине забытого. Другие входят в совокупность и встраиваются в ту либо иную структуру. Одновременно с этим мы извлекаем образы, «пользуемся» ими и опять возвращаем в совокупность, быть может, на второе место. Мы всегда сравниваем образы, устанавливаем между ними связи, меняем их взаимное положение. Эти процессы входят в понятие «умственной деятельности». Как и мышечная деятельность, умственная деятельность — это работа, и она требует большого расхода энергии.

Трансформации, сотрясающие общество, увеличивают разрыв между отечественными представлениями и тем, что имеется на самом деле, между реальностью и образами, которую, как предполагается, эти образы отражают. В то время, когда данный разрыв довольно мал, мы можем более либо менее рационально приноравливаться к трансформациям, можем разумно реагировать на новые условия, т. е. мы сохраняем контакт с действительностью. В то время, когда же разрыв велик, мы теряем методность к приспособлению, неадекватно реагируем, терпим неудачи, отступаем, наконец, впадаем в панику. В самом крайнем варианте, в то время, когда разрыв чрезмерно возрастает, у человека начинается психоз, и он кроме того может погибнуть.

Дабы сохранить приемлемую величину этого разрыва и свойство к адаптации, мы стараемся обновлять собственную совокупность образов, идти в ногу со временем, мы непрерывно переучиваемся. Ускорение процессов, происходящих во внешнем мире, приводит к ускорению процессов индивидуальной адаптации. Механизмы обработки образов, каковы бы они ни были, должны функционировать с неизменно увеличивающейся нагрузкой.

Все это имеет последствия, которым довольно часто не придается должного значения. К примеру, в то время, когда мы занимаемся классификацией образа, мы расходуем определенное и, возможно, поддающееся измерению количество энергии, что связано с деятельностью определенных структур мозга. В

ходе обучения расходуется энергия, а в ходе переучивания ее расходуется еще больше. «Все изучения обучения, — пишет Гарольд Д. Лассвелл из Йельского университета, — подтверждают тот факт, что как сохранение информации, так и ее стирание требуют затрат энергии»17. На уровне нервной деятельности это указывает, что «каждая сформированная совокупность действует на базе сложной сети нервных клеток, проводящих биохимических процессов и путей… В любой этот момент времени соматические структуры являются сложнейший комплект фиксированных электрохимических потенциалов и форм». Он имеет в виду что-то очень простое: на переучивание — либо, в нашей терминологии, на пересмотр совокупности образов — расходуется энергия.

Во всех беседах о необходимости неизменно продолжать образование, в популярных дискуссиях о переучивании присутствует предположение, что человек может обучаться и переучиваться до бесконечности. Это не факт, в частности предположение, и оно испытывает недостаток в важной научной проверке. классификации образов и Процесс формирования в конечном счете есть процессом физиологическим, зависимым от определенных черт нервных химических компонентов и клеток тела. Как сейчас стало известно, возможности нервной совокупности конкретного человека вырабатывать образы имеют некоторый предел, обусловленный наследственными факторами. Как скоро и как довольно часто может человек производить перерасмотрение внутренние образы, перед тем как он достигнет этого предела?

Только бог ведает. Весьма возможно, что эти пределы так превышают повседневные человеческие потребности, что подобные мрачные размышления просто не имеют под собой основания. И все же кидается в глаза один факт: ускорение трансформаций во внешнем мире заставляет человека ежеминутно поменять представление об окружающем, а это, со своей стороны, предъявляет определенные требования к нервной совокупности. В прошлом у людей, адаптированных к довольно стабильным условиям среды, совокупность мысленных связей, отражающих положение вещей в настоящем

мире, сохранялась достаточно продолжительное время. Мы же в собственном перемещении к обществу, отличительным признаком которого есть изменчивость, должны непрерывно разрывать эти связи. И подобно тому, как мы во все убыстряющемся темпе устанавливаем и разрываем собственные связи с предметами, местами, организациями и людьми, мы должны все чаще и чаще перестраивать собственные представления о действительности, мысленный образ мира.

При таких условиях непостоянство, вынужденное сокращение длительности всевозможных связей человека — это не просто одно из условий окружающего мира. Оно отбрасывает тень на отечественную внутреннюю сущность. Новые открытия, новые разработки, новое социальное устройство внешнего мира несут в нашу жизнь «ускорение оборота», сокращение отношений и продолжительности связей. Внешние трансформации требуют ускорения темпа повседневной судьбе. Они требуют нового уровня адаптационных возможностей. И они создают предпосылки для важной социальной заболевания — шока будущего.

Поражение вегетативной нервной совокупности. Л.Ф.Васильева. Германия. Кинезиология

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector